Вообще-то новая театральная жизнь в Янтарном крае началась уже вскоре после войны: 30 сентяб-ря 1945 года в тогда еще Кенигсберге открылся Театр Красной армии. Но это было специфическое учреждение культуры, предназначавшееся для людей военных. А области требовался классический театр для мирной жизни.
В 1947 году в Москве было решено направить в Калининград труппу, сформированную из молодых артистов, только что окончивших Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. Представьте: 37 актеров плюс персонал, всего полторы сотни человек. А разместиться новый областной драматический театр должен был в том же здании, где располагался армейский храм Мельпомены.
Дом этот, кстати, сохранился до сей поры. Его нынешний адрес: Советский проспект, 184, находится в нем теперь областной радиотелевизионный передающий центр. А тогда... Бывшая Восточная Пруссия первое время была особым военным округом. Люди в погонах чувствовали себя здесь хозяевами. И когда создаваемые в молодой области гражданские органы влас-ти стали расправлять плечи, нередко возникали конфликты.
Без скандала и тут не обошлось. Отступая с «позиций» на Советском проспекте, военные вывезли из здания все, что только было можно. Пос-ле чего еще и отопительную систему взялись разбирать. Главе обкома даже пришлось отбить в Ригу телеграмму командующему Прибалтийским военным округом. Мол, прошу передать здание, а также вернуть вывезенное оборудование и имущество:
Будучи еще в Москве, новая труппа подготовила семь спектаклей. Для всех постановок в столице были сделаны декорации и костюмы, которые привезли с собой. А начать решили со знаменитой в той время военной драмы Константина Симонова «Парень из нашего города». Впервые спектакль был показан 21 октября 1947-го. Зрители приняли его на ура. Эта же постановка была показана и 6 ноября, в день официального открытия областного драмтеатра.
На торжестве говорилось, что театр обрел дом. Хотя все понимали: эта крыша над головой — лишь временное пристанище. Однако найти другое здание, более подходящее и не на отшибе, оказалось непросто. Шло время, но продолжались «временные трудности». Так, сюда по-прежнему трудно было добраться. Окрестности и вход в театр не освещались. Потому на встречу с прекрасным люди шли почти на ощупь, спотыкаясь и наступая в лужи. В холодное время внутри было ненамного теплее, чем на улице. А в буфете порой не имелось не то что столиков — даже стаканов. А какое искусство без этого...
Впрочем, убогий буфет, где за неимением других напитков пили пиво из банок и стоя, — дело десятое. Куда большую тревогу вызывало то, что сам «очаг культуры» едва тлел. У себя почти не играли, назначенные спектакли час-то отменялись — то из-за холода в зале, то из-за отсутствия электричества. Так что в основном работали на выезде, где придется, на еще менее приспособ-ленных сценах. Театральный коллектив превращался в бродячую труппу, колесившую по области. Немудрено, что многие артисты уезжали в другие регионы. Здесь они не видели для себя перспектив, не хватало сил терпеть творческие и бытовые неурядицы.
В 1950-м «драма» переехала в здание бывшего клуба торговых моряков на улице Бассейной. Здесь всем было комфортнее. И добираться стало проще. Вместе с тем опять было ясно: этот дом — тоже временное пристанище. Когда же дойдут руки до самого подходящего объекта — неплохо сохранившегося здания бывшего немецкого театра напротив памятника поэту Шиллеру?
Взяться за эти развалины власти хотели еще в 1947-м. Однако никак не удавалось выбить средства на дорогостоящее строительство. Дело сдвинулось лишь в 1952-м, когда Калининград, заручившись поддержкой в столице, выдвинул предложение строить новый театр «всем миром». Сегодня с помощью средств дольщиков возводят жилые дома. А тогда в роли дольщиков выступил целый ряд союзных министерств и примкнувший к ним Совет министров РСФСР.
В 1953-м архитектор Петр Кухтенков из московского института «Гипротеатр», представляя в Калининграде свою работу, подчеркивал: «Новое театральное здание будет и по внешнему облику, и по внутреннему оборудованию коренным образом отличаться от старого немецкого сооружения». Но по ходу многое пришлось менять, от каких-то «излишеств» вовсе отказывались. В частности, на бумаге остались скульптуры, которые планировалось установить по бокам от входа и на портике фасада.
А сам процесс реконструкции, несмотря на поддержку на всех уровнях, растянулся аж на шесть лет. Открытие здания, в котором поныне располагается облдрамтеатр, приурочили к 90-летию со дня рождения Ленина. И вот 22 апреля 1960 года сначала состоялось торжественное заседание, посвященное юбилею Владимира Ильича. А затем был показан первый спектакль. Для премьеры выбрали пьесу Николая Вирты «Дали неоглядные».
Кстати, многие уверены, что нынешнее здание облдрамтеатра — заслуга в первую очередь Балтийского флота. Дело в том, что в 1950-х здесь служила Кира Головко, актриса МХАТа и супруга тогдашнего командующего БФ Арсения Головко. Вот и говорят, что адмирал построил для жены театр. Редкий случай, когда использование служебного положения в личных целях горожане могли приветствовать, если бы...
Зодчие в погонах действительно участвовали в возведении этого объекта. Однако они были далеко не единственными участниками процесса. Что же касается «адмиральской» версии, то поверки фактами она не выдерживает. В 1957 году адмирала Головко перевели в Москву. С ним уехала и его жена, вернувшись в МХАТ. При этом здание калининградского театра было сдано лишь спустя три года после их отъезда. Такая вот неувязочка...
Впрочем, когда они еще жили в Калининграде, дела на театральной стройке тоже шли не очень. В 1956-м этот объект даже объявили «народной стройкой». Призыв помочь нашел отклик в сердцах, тысячи калининградцев участвовали в здешних субботниках, которые проводились отнюдь не только по субботам.
Правда, строительство все равно тянулось еще целых три года. Но ведь в конце концов завершилось!
А в это время
Этот баннер привлекает к себе внимание калининградцев, идущих и едущих мимо. По нынешним временам плакат необычный. На нем Ленин, «Аврора», алый стяг с серпом-молотом и две даты: 1917-2017. К слову, в темное время суток баннер еще заметнее: по периметру он обтянут светящимися гирляндами. Все сделано в лучших традициях советской наглядной агитации. Где еще сегодня встретишь такую «социальную рекламу»? Немудрено, что, увидев плакат, люди невольно останавливаются. Кто-то прос-то фотографирует на память. А кто-то и селфи делает на революционном фоне. Баннер по-явился над воротами в гаражно-строительный кооператив «Борисово». Инициатор его установки — председатель ко-оператива, 69-летний бывший военный Евгений Волков.
У Евгения Александровича нет ностальгии по прежним временам. Однако он не согласен и с тем, когда советский период мажут одной черной краской. Всякое тогда было — и плохое, и хорошее. Как и в любую историческую эпоху.
«В нашем кооперативе 900 гаражей, — говорит Волков. — Хозяева их люди разные. Но, знаете, никто не выступил против плаката».