Главная Культура 20:02 11 Ноября 2017 3770
Мельпомена без крыши и Ленин над гаражом

70 лет назад в бывшем Кенигсберге, невзирая и вопреки, создавали русский театр

Владислав Ржевский, Калининград

Вообще-то новая театральная жизнь в Янтарном крае началась уже вскоре после войны: 30 сентяб-ря 1945 года в тогда еще Кенигсберге открылся Театр Красной армии. Но это было специфическое учреждение культуры, предназначавшееся для людей военных. А области требовался классический театр для мирной жизни.

В 1947 году в Москве было решено направить в Калининград труппу, сформированную из молодых артистов, только что окончивших Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. Представьте: 37 актеров плюс персонал, всего полторы сотни человек. А разместиться новый областной драматический театр должен был в том же здании, где располагался армейский храм Мельпомены.

Дом этот, кстати, сохранился до сей поры. Его нынешний адрес: Советский проспект, 184, находится в нем теперь областной радиотелевизионный передающий центр. А тогда... Бывшая Восточная Пруссия первое время была особым военным округом. Люди в погонах чувствовали себя здесь хозяевами. И когда создаваемые в молодой области гражданские органы влас-ти стали расправлять плечи, нередко возникали конфликты.

Без скандала и тут не обошлось. Отступая с «позиций» на Советском проспекте, военные вывезли из здания все, что только было можно. Пос-ле чего еще и отопительную систему взялись разбирать. Главе обкома даже пришлось отбить в Ригу телеграмму командующему Прибалтийским военным округом. Мол, прошу передать здание, а также вернуть вывезенное оборудование и имущество:

Будучи еще в Москве, новая труппа подготовила семь спектаклей. Для всех постановок в столице были сделаны декорации и костюмы, которые привезли с собой. А начать решили со знаменитой в той время военной драмы Константина Симонова «Парень из нашего города». Впервые спектакль был показан 21 октября 1947-го. Зрители приняли его на ура. Эта же постановка была показана и 6 ноября, в день официального открытия областного драмтеатра.

На торжестве говорилось, что театр обрел дом. Хотя все понимали: эта крыша над головой — лишь временное пристанище. Однако найти другое здание, более подходящее и не на отшибе, оказалось непросто. Шло время, но продолжались «временные трудности». Так, сюда по-прежнему трудно было добраться. Окрестности и вход в театр не освещались. Потому на встречу с прекрасным люди шли почти на ощупь, спотыкаясь и наступая в лужи. В холодное время внутри было ненамного теплее, чем на улице. А в буфете порой не имелось не то что столиков — даже стаканов. А какое искусство без этого...

Впрочем, убогий буфет, где за неимением других напитков пили пиво из банок и стоя, — дело десятое. Куда большую тревогу вызывало то, что сам «очаг культуры» едва тлел. У себя почти не играли, назначенные спектакли час-то отменялись — то из-за холода в зале, то из-за отсутствия электричества. Так что в основном работали на выезде, где придется, на еще менее приспособ-ленных сценах. Театральный коллектив превращался в бродячую труппу, колесившую по области. Немудрено, что многие артисты уезжали в другие регионы. Здесь они не видели для себя перспектив, не хватало сил терпеть творческие и бытовые неурядицы.

В 1950-м «драма» переехала в здание бывшего клуба торговых моряков на улице Бассейной. Здесь всем было комфортнее. И добираться стало проще. Вместе с тем опять было ясно: этот дом — тоже временное пристанище. Когда же дойдут руки до самого подходящего объекта — неплохо сохранившегося здания бывшего немецкого театра напротив памятника поэту Шиллеру?

Взяться за эти развалины власти хотели еще в 1947-м. Однако никак не удавалось выбить средства на дорогостоящее строительство. Дело сдвинулось лишь в 1952-м, когда Калининград, заручившись поддержкой в столице, выдвинул предложение строить новый театр «всем миром». Сегодня с помощью средств дольщиков возводят жилые дома. А тогда в роли дольщиков выступил целый ряд союзных министерств и примкнувший к ним Совет министров РСФСР.

В 1953-м архитектор Петр Кухтенков из московского института «Гипротеатр», представляя в Калининграде свою работу, подчеркивал: «Новое театральное здание будет и по внешнему облику, и по внутреннему оборудованию коренным образом отличаться от старого немецкого сооружения». Но по ходу многое пришлось менять, от каких-то «излишеств» вовсе отказывались. В частности, на бумаге остались скульптуры, которые планировалось установить по бокам от входа и на портике фасада.

А сам процесс реконструкции, несмотря на поддержку на всех уровнях, растянулся аж на шесть лет. Открытие здания, в котором поныне располагается облдрамтеатр, приурочили к 90-летию со дня рождения Ленина. И вот 22 апреля 1960 года сначала состоялось торжественное заседание, посвященное юбилею Владимира Ильича. А затем был показан первый спектакль. Для премьеры выбрали пьесу Николая Вирты «Дали неоглядные».

Кстати, многие уверены, что нынешнее здание облдрамтеатра — заслуга в первую очередь Балтийского флота. Дело в том, что в 1950-х здесь служила Кира Головко, актриса МХАТа и супруга тогдашнего командующего БФ Арсения Головко. Вот и говорят, что адмирал построил для жены театр. Редкий случай, когда использование служебного положения в личных целях горожане могли приветствовать, если бы...

Зодчие в погонах действительно участвовали в возведении этого объекта. Однако они были далеко не единственными участниками процесса. Что же касается «адмиральской» версии, то поверки фактами она не выдерживает. В 1957 году адмирала Головко перевели в Москву. С ним уехала и его жена, вернувшись в МХАТ. При этом здание калининградского театра было сдано лишь спустя три года после их отъезда. Такая вот неувязочка...

Впрочем, когда они еще жили в Калининграде, дела на театральной стройке тоже шли не очень. В 1956-м этот объект даже объявили «народной стройкой». Призыв помочь нашел отклик в сердцах, тысячи калининградцев участвовали в здешних субботниках, которые проводились отнюдь не только по субботам.

Правда, строительство все равно тянулось еще целых три года. Но ведь в конце концов завершилось!

А в это время

Этот баннер привлекает к себе внимание калининградцев, идущих и едущих мимо. По нынешним временам плакат необычный. На нем Ленин, «Аврора», алый стяг с серпом-молотом и две даты: 1917-2017. К слову, в темное время суток баннер еще заметнее: по периметру он обтянут светящимися гирляндами. Все сделано в лучших традициях советской наглядной агитации. Где еще сегодня встретишь такую «социальную рекламу»? Немудрено, что, увидев плакат, люди невольно останавливаются. Кто-то прос-то фотографирует на память. А кто-то и селфи делает на революционном фоне. Баннер по-явился над воротами в гаражно-строительный кооператив «Борисово». Инициатор его установки — председатель ко-оператива, 69-летний бывший военный Евгений Волков.

У Евгения Александровича нет ностальгии по прежним временам. Однако он не согласен и с тем, когда советский период мажут одной черной краской. Всякое тогда было — и плохое, и хорошее. Как и в любую историческую эпоху.

«В нашем кооперативе 900 гаражей, — говорит Волков. — Хозяева их люди разные. Но, знаете, никто не выступил против плаката».

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5609
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5262
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...