"Когда был создан тепловоз, у железных дорог отпала необходимость содержать кочегара, подбрасывающего в топку паровоза уголь. Но профсоюз настаивал на сохранении кочегара, несмотря на то что профессия его устарела", - писал в своей "Автобиографии" Ли Якокка, президент компании "Форд". В советские времена профкомы на предприятиях "кочегаров не защищали", а играли роль и жилетки, в которую можно было излить все свое недовольство начальством, пожаловаться на сына-двоечника и мужа-пьяницу, и заначки - на случай, когда до зарплаты не дотянуть. Современная Россия в нагрузку к демократическим лозунгам, придуманным на Западе, получила и новую форму профсоюзных образований - с политическим уклоном. Чем занимаются российские профсоюзы сегодня, кого защищают и кому нужны? Вместе с предприятиями крупный бизнес "приватизировал" и профессиональные объединения трудовых коллективов, которые сосредоточились на повышении заработной платы. Впрочем, сами профлидеры считают этот путь тупиковым. Олег Куликов, в прошлом зампред Электропрофсоюза, говорит, что профсоюзы, которые добиваются увеличения зарплаты без увеличения производительности труда, ведут за собой рабочих в никуда. По его мнению, чтобы выполнить зарплатные требования, работодатель вынужден сокращать численность сотрудников.
В последние годы профсоюзы, двигаясь по этому пути, потеряли значительное количество своих членов, а значит, и средства к существованию. "Падение членства, необходимость приспосабливаться к новым реалиям, неспособность профсоюзов в отдельных случаях мобилизовать своих членов ведут к тому, что профсоюзы ищут новые формы деятельности", - отмечает социолог Антон Леппик. Особенно это касается альтернативных или независимых профсоюзов, лидеры которых зачастую не имеют никакого отношения к деятельности предприятий или отраслей точно так же, как их цели - к борьбе за права рабочих. В связи с этим появился даже термин "профсоюзный экстремизм". Недавно с таким явлением столкнулась компания "АЛРОСА": сначала ее работники объявили голодовку, а затем независимый профсоюз "Профсвобода" предложил в обмен на лояльность сотрудников передать ему 35-процентный пакет акций компании.
Неудивительно, что, по данным статистики, 79% россиян считают все профсоюзы бесполезными. Количество членов профсоюзов сократилось за 17 лет со 100 до 30%. По данным ВЦИОМа, из них 43% составляют люди старше 60 лет. Аналогичная ситуация и в западных странах: в США только 13% трудоспособного населения являются членами профсоюзов, в Англии - около 20%. "Когда экономика становится динамичной, когда увеличивается количество работодателей, когда растет конкуренция, тогда такой картель, как профсоюзы, становится ненужным", - считает профессор экономики Гуверовского института США Михаил Бернштам.
Современный российский работодатель в условиях экономического роста и острой конкурентной борьбы самостоятельно строит стабильные отношения с трудовым коллективом, обеспечивая достойную оплату труда и соцпакет, который зачастую гораздо солиднее кзотовского. В течение нескольких лет коллективные договоры действуют на "АвтоВАЗе", "Балтике", в "РЖД", "Газпроме" и других крупных российских компаниях. И даже сами профсоюзные деятели признают, что персонал компаний, где есть коллективный договор, защищен лучше. В частности, Евгений Черепанов, заместитель председателя Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, называет коллективный договор "социальной стабильностью". По его словам, договор предусматривает оплату труда, охрану труда, гарантии различных социальных выплат. "Когда работники знают, за что они работают помимо заработной платы, они трудятся с большей отдачей", - убежден Черепанов.
"Социальный диалог является более действенным инструментом регулирования отношений на рынке труда, нежели конфликты и забастовки", - говорит бывший исполнительный директор Международной организации труда Ханс Хаммар. Так что найдет ли себя в будущем отдельно взятый профсоюз, зависит от способности его лидеров договариваться с владельцами бизнеса и менеджерами и от того, чего на самом деле они добиваются.
МНЕНИЕ
Михаил Бернштам, Профессор экономики Гуверовского института США:
- Когда экономика становится динамичной, когда увеличивается количество работодателей, когда растет конкуренция, тогда такой картель, как профсоюзы, становится ненужным.
Олег Куликов, зампред Электропрофсоюза
- профсоюзы, которые добиваются увеличения зарплаты без увеличения производительности труда, ведут за собой рабочих в никуда.
ЦИФРА
79%
россиян считают все профсоюзы бесполезными