Главная Культура 19:23 11 Октября 2022 4749
Бал-маскарад дополненной реальности

Самарцы уловили иронию в одном из самых загадочных замыслов Верди

Сергей Бирюков
В спектакле режиссера Филиппа Разенкова и его команды все не то, чем кажется сперва. Фото Елены Лапиной, фестиваль «Видеть музыку»

Всегда ли Верди – это про сшибку полюсов: высшего благородства и низких козней, светлой любви и черной ненависти, жажды жизни и неизбежности смерти?.. Справедливо ли судить об одном из величайших музыкальных драматургов мира так однохромно? Не бывают ли и его персонажи в любви – греховны, в благородстве – инфантильны? Ведь то – живые люди, а не ходячие схемы: тем и интересны, что до последнего не знаешь – способны ли они хотя бы в главные моменты жизни на преодоление собственных несовершенств и высокие поступки. По крайней мере этот посыл воспринимаешь как главный в спектакле «Бал-маскарад», привезенном Самарским театром оперы и балета имени Шостаковича на Новую сцену Большого театра в рамках VII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».

Сам «Бал-маскарад» в сюжетном отношении стоит заметно в стороне от вердиевского мейнстрима, где уж если герой, а особенно героиня – то чудо душевной высоты и чистоты, чернота же – не в нем (ней), а вокруг: в нравах света, порочности элиты, неправедном рабстве… Но в этой опере все не так. В самом деле, ну какое благородство – в романе начальника с женой подчиненного, к тому же – его ближайшего друга? А так ли безупречна политическая карьера этого лидера, если были в ней, допустим, те сомнительные смертные приговоры, о которых хорошо помнят его противники?

Ну и посмотрите на этого фанфарона, словно говорят нам режиссер Филипп Разенков и сценограф Эрнст Гейдебрехт, с первых минут помещая губернатора Бостона Ричарда Варвика на уровень выше всех остальных действующих лиц – на галерею; гляньте, с каким самолюбованием залезает он на бутафорскую лошадь, установленную в его резиденции; а как нарочито аляповат этот конь из золоченых железок с подобием паровозной решетки для отбрасывания в сторону посторонних предметов, если таковые окажутся на пути…

А его возлюбленная Амелия, у которой даже на кладбище из-под черного плаща то и дело вылезает платье вызывающе страстного алого цвета (художник по костюмам Татьяна Ногинова)! А гигантская волчья шуба Ричарда, которую тот, спасаясь от преследования, перевешивает на своего несчастного обманутого друга – не символ ли это тщеславия, пародийный до комичности (как тут не вспомнить совершенно такую же шубу на эталонно сыгранном Никитой Михалковым американском нуворише Генри Баскервилле в культовом фильме Игоря Масленникова)?

А паж Оскар, переделанный постановщиками в сексапильную секретаршу! Даром, что ли, Верди наградил этого жизнерадостного персонажа роскошной колоратурно-сопрановой партией – пусть, усиливая иронию сюжета, привносит в него дополнительный фарсовый мотив: бойкая девушка имеет собственные виды на шефа, представляя собой невольную и оттого еще более забавную карикатуру на «большую» любовь Ричарда и Амелии.

У Ричарда (Иван Гынгазов) секретарь только имя носит мужское – Оскар, но планы у героини (Ирина Янцева) вполне женские

Да и вообще колорит маскарада (та же Оскар откровенно косит под Мерилин Монро, а заговорщики – под злобных американских генералов даже не в американском, а в давнем советском представлении) царит в опере далеко не только в сцене собственно бала ряженых. Здесь едва ли не все – не то, чем кажется. Но в том и роковое свойство маскировки, что она рано или поздно слетит, и правда предстанет особенно шокирующей. Кладбище преступников – оно же одновременно и лабиринт отражений: ты думал, что смотришь на могилу изверга – а глядишь себе в глаза. Гигантский лик Ричарда в доме Ренато – поначалу образец благолепия, но с раскрытием интриги он стремительно ветшает и осыпается, будто мы движемся к финалу не «Бала-маскарада» Верди, а «Портрета Дориана Грея» Уайльда.

Собственно, весь сюжет постановщики трактуют как некий морок – его символизирует гипнотический шлем не то из древних ритуалов, не то из современного кабинета энцефалографии, надетый на Ричарда колдуньей Ульрикой. У него двойная роль: героя он, путая в наведенных образах (зыбкие узоры черных скриншотов на заднике, придуманные художником-компьютерщиком Владимиром Поротькиным), программирует на путь к гибели-расплате, а нам показывает эту самую незрелость, ведомость персонажа. Ее воплощение – почти постоянно сопровождающий Ричарда двойник, одетый в такую же матроску, с тем самым гипнотическим шлемом на голове, только мальчикового роста – он то по-детски копирует повадки «своего взрослого» (залезает не на большую, а на маленькую игрушечную лошадь), то пытается жестами удержать того от роковых шагов, но тщетно.

Амбивалентен сюжет – амбивалентно и его музыкальное воплощение. Верди – великий мастер музыкальной, в частности тембровой драматургии, но даже в его творчестве трудно найти другую оперу с таким же количеством загадочно-мрачных тембров-микстур, особенно духовых, словно в распоряжении композитора не четверка деревянных и столько же медных инструментов, а еще с десяток таинственных, чаще всего зловещих оркестровых голосов, особенно рельефных на фоне «чистых» струнных звучностей, например, в увертюре или в финале. Дирижер-постановщик Евгений Хохлов колоритно смакует эту загадочность. А с другой стороны – сколько блеска в массовых сценах, где виртуозно соединены в многоуровневую звуковую конструкцию контрастные пласты – хор славильщиков Ричарда, реплики его ненавистников (хормейстер Максим Пожидаев)… Сколько огня – в многочисленных маршах, вальсах, галопах: ведь бал, да еще маскарад (хореограф Алина Мустаева)! Иной раз ловишь себя на мысли – какие роскошные оперетты писал бы Верди, не будь он а) трагиком по натуре и б) до мозга костей итальянцем, то есть сыном страны, где опера не оставила другим музыкально-театральным жанрам шансов.

И, конечно, респект театру, собравшему такой сильный ансамбль солистов. Многие ли из современных российских теноров смогут составить конкуренцию звонкоголосому гостю из московской «Геликон-оперы» Ивану Гынгазову, которому в партии Ричарда разве что стоит пожелать большего разнообразия оттенков (пока в его пении многовато эффектного, но все же однообразного «форте»)? Ну, и внешней статью такой вполне мог смутить душу Амелии (крепкое самарское сопрано Татьяна Ларина с чуть, может быть, резковатым верхним регистром). Броская краска – магически-гипнотизирующий голос еще одной самарчанки – Анны Костенко: настоящая Ульрика (и, уверен, Азучена, Маддалена, Кармен, прочие классические меццо-сопрановые героини, значащиеся в ее репертуаре). Актерски очаровательна и технически виртуозна Ирина Янцева, которая, надеюсь, на самарских подмостках звучит еще убедительнее, чем с глуховатой Новой сцены Большого. А как на ее Оскаре сидит тот самый наряд от Мерилин! Естественно встроились в партитуру оперы обаятельный бас-баритон Степан Волков (бравый моряк Сильван), бас Георгий Шагалов и его коллега из Большого театра Владимир Комович (заговорщики Сэмюэль и Том), тенор Ярослав Кожевников (Судья), баритон Григорий Жучковский (Помощник Амелии)… Нельзя не сказать и о мимической роли актера театра Виталия Нуштаева (Альтер Эго Ричарда), без единого звука, лишь выразительной пластикой «внутреннего ребенка» нарисовавшего одну из главных смысловых линий постановки.

Особых слов заслуживает солист Мариинского театра Владислав Сулимский в роли Ренато.

Обманутый другом Ренато (Владислав Сулимский) и его несчастная жена Амелия (Татьяна Ларина)

Не только в неотразимо поданном признании Eri tu – одной из величайших баритоновых арий мира – его пение и игра задают планку высочайшего вокального мастерства и трагической образности. Само участие этого артиста, группирующего вокруг себя ансамбль самарских исполнителей, поднимает их общую работу до международного уровня.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9345
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7048
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6237
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?