
По логике, материал по телевизионным событиям недели надо было бы посвятить приговору, вынесенному Ефремову. Когда состоялось финальное заседание суда, о нем только и твердили. В ток-шоу «Пусть говорят», «60 минут», «Время покажет», во всех выпусках новостей Михаил Олегович с его восемью годами по шумихе оставил далеко позади Александра Григорьевича с его 26+. Событие? Да. Но один эпизод в «Прямом эфире» начисто отбил охоту возвращаться к жареной теме. Уж лучше о новом сезоне, который худо-бедно раскручивается.
Но вначале — тот самый эпизод. Во второй половине программы Малахов предложил посмотреть репортаж из родного села погибшего Захарова. Юная корреспондентка бодро, но с эдакой скорбинкой в голосе сообщила, что жители Кузьминского решили собраться, дабы всем вместе узнать о вердикте. Далее нам показали зрительный зал местного клуба, где двое мужчин водрузили на сцене большой телевизор. Начала стекаться публика. Перед экраном накрыли стол: чай, сладости, арбуз. Приговор народному артисту народ собирался выслушать не просто так, а с максимальным комфортом.
Стало интересно, неужели 15 человек и есть все население этой рязанской глубинки? В статье о Кузьминском в «Википедии» раздел «Население» сообщает: последние данные относятся к 2011 году, тогда здесь проживало 511 человек. Что ж, за девять лет всякое могло произойти. Внимание привлек и другой раздел — «Известные люди». Список обширный. Но больше всего строк там посвящено не полному кавалеру ордена Славы и даже не депутату Госдумы, а... догадайтесь с первого раза, кому! Да-да, именно! И заключительная их часть звучит так: «Работал водителем-курьером в «Деликатеске» (Москва) по причине отсутствия работы на родной Рязанщине. 8 июня 2020, в 21.44 на Смоленской площади в машину, на которой он работал, на джипе-иномарке врезался автомобиль, принадлежащий Михаилу Ефремову». В голову моментально прокралось: «Попал под лошадь О. Бендер». Цинично, конечно, но не мы же вписывали процитированный кусок в перечень выдающихся личностей.
Несколько номеров назад «Труд» писал, как суд над Ефремовым превращают в шоу. Принимать в нем участие и дальше? Нет уж, увольте.
А теперь о текущем телевизионном процессе. В понедельник зрители уселись смотреть продолжение «Презумпции невиновности». И тут — упс! — вместо нее пошел другой сериал. Первый канал по обыкновению не объяснил причину рокировки. Но есть следующие соображения. Аудиторию раздражало одновременное присутствие актера Никиты Панфилова в «Презумпции» и в «Лихаче», идущем на НТВ. Результат недовольства повлиял на рейтинг. В топе лучших программ доля аудитории первой оказалась в полтора раза меньше доли второго. А тут подлый НТВ еще и запустил повтор хитового «Пса» с тем же Панфиловым. Хорошего ждать совсем уж не приходилось, вот в спешном порядке и пришлось внести коррективы.
Зато вставшее на место «Презумпции» ретро под названием «Тонкие материи» многое обещало. В разговорах его украсил ореол новой «Оттепели». Обнадеживало и имя сценариста: Алексей Караулов — автор «Эпидемии» и «Звоните ДиКаприо!». И что же? Некое сходство у «Материй» со знаменитой работой Валерия Тодоровского действительно есть. Действие происходит в те же 1960-е годы. Среди персонажей — творческая богема. Только там — киношники, а здесь — представители модной индустрии. Ну вроде как в «Королеве красоты». Главная героиня, правда, не модель, а гениальная швея и в потенциале — дизайнер, но среди ее клиентов есть известные личности, которые, как и в «Оттепели», фигурируют не под реальными фамилиями, но знатоками легко вычисляются.
Если пересказывать сюжет, скулы от скуки сведет, поскольку все тысячу раз было. Молоденькая провинциалка, окончившая текстильный техникум, приезжает покорять столицу. Ей особо ничего не светит, но благодаря недюжинному таланту она устраивается в особую секцию ГУМа, где шьют костюмы для известных певиц и генеральских жен. Живет она в общежитии, так что нас делают свидетелями еще и судеб подружек героини, как в фильме «Москва слезам не верит». На Золушку западает красавчик — студент МГИМО. Но он слишком ветреный, да к тому же собирается выгодно жениться. То ли дело простой рабочий парень, строящий метро! А еще у героини плохо с родословной: ее отец был осужден, естественно, по 58-й статье. Следовательно, сразу ждешь появления гэбэшника...
Но, может, в «Материи», как и в «Оттепели», есть тонко (в соответствии с названием) переданный дух эпохи? Для этого авторы не пожалели старых авто, телефонных будок и придумали специальный прием. Изображение превращается как бы в детский калейдоскоп: в центре — круг с улицей Горького, «Ракетами» на Москве-реке или красные автоматы с газировкой, а по краям — какие-то еще приметы времени, только размытые, слегка обозначенные. Весьма мило. Но вот в игровых сценах герои, помимо картинного позирования на фоне старых фонтанов, гуляют по тротуарам, облицованным разноцветной плиткой, ночная Москва сверкает миллионами фонарей всевозможных форм, специально подсвеченные архитектурные излишества на фасадах сталинок отражаются в пластиковых окнах... Словно Собянин уже здесь и уже мэр, а вовсе не ученик младших классов в селе Няксимволь Ханты-Мансийского АО. Но все равно это приятней, чем шоу про суд.
Впрочем, теперь разочарованному зрителю всегда есть чем сердце успокоить. С сентября в широком доступе начал вещать новый канал — «Мосфильм. Золотая коллекция», где круг-лыми сутками крутят «Любовь и голуби», «Иван Васильевич...», «Белое солнце...» и все то, чем ТВ балует нас в красные дни календаря.