Министерство финансов РФ предлагает вдвое сократить количество чиновников в министерствах и ведомствах, поделив их на две категории: ответственных служащих и простых бюджетников-исполнителей. Смысл реформы Антон Силуанов видит в экономии бюджетных средств и повышении качества госуправления. Начать реформаторы обещают с серьезного повышения зарплаты верхнему слою. За ориентир возьмут заработки в правительстве, в среднем превышающие 150 тысяч рублей в месяц. Однако такие деньги достанутся менее чем половине нынешних госслужащих.
«У нас большое количество государственных гражданских служащих, – поясняет министр Антон Силуанов. – Причем государственными гражданскими служащими называются как операционисты и секретари со всеми льготами, обязательствами со стороны государства, так и люди, которые принимают управленческие решения, – начальники отдела, управления, замминистры».
По мнению министра, статус государственной гражданской службы нужно сохранить «от уровня замначальника отдела и выше». Все остальные станут просто «бюджетниками», какими нынче являются учителя, врачи, библиотекари и т.д.
Иначе как-то некрасиво получается. По данным Росстата, в стране почти 1,1 млн различных чиновников. В федеральных госорганах, расположенных преимущественно в столице, их 39 тысяч. В госорганах регионального уровня – более 713 тысяч. На должностях муниципальной службы – 333 тысячи человек.
На каждую тысячу россиян, занятых в экономике, приходится 21,7 чиновника. Абсолютная численность столоначальников постоянно множится: за последние 10 лет она выросла почти на 30%
Сегодня эти люди в среднем по стране ежемесячно получают немногим более двух среднероссийских зарплат – около 55–60 тысяч рублей. Плюс квартальная и годовая премии. Но в федеральных ведомствах зарплатные цифры иные: среднемесячное денежное содержание высших руководителей составляет 152 тысячи рублей, ведущих специалистов – от 129 до 22 тысяч, обеспечивающих специалистов – от 52 до 14 тысяч рублей.
Но нижний порог смущает только непосвященных. Статус госслужащих дает право на целый ряд натуральных льгот и привилегий: оплачиваемый отпуск 30–45 дней, санаторно-курортное лечение со скидкой, бесплатное медобслуживание в ведомственной поликлинике, питание в ведомственной столовой (как правило, очень дешевой), служебный транспорт, государственную дачу, субсидию на приобретение жилья. И так далее: в каждом ведомстве может быть свой набор льгот, как и деление на льготников и не имеющих права на какие-то привилегии.
Одна из самых привлекательных вещей – пенсия. При стаже госслужбы не менее 15 лет чиновники претендуют на пенсию в размере от 45 до 75% своего заработка. Однако с лишением статуса госслужащего нынешний чиновник перестает быть чиновником и лишается всех этих дополнительных льгот.
Здесь есть два аспекта. Один – моральный: деление людей по сортам безнравственно, а беспричинное лишение их каких-нибудь благ не может быть признано законным. Второй – материальный: предполагаемое резкое повышение зарплат сохранившим статус госслужащего не приведет к автоматическому повышению качества госуправления и госуслуг – зато наверняка снизит старательность и исполнительность нижнего звена. Рано или поздно обиженным тоже придется повышать оклады и вводить надбавки и премии, чтобы компенсировать лишение нынешних льгот и привилегий. Тем более что они еще с советских времен имеют для отечественных чиновников повышенную важность и ценность. То есть предполагаемая экономия на практике окажется мизерной или вообще мнимой.
В то же время приведение в порядок чиновничьей иерархии в России стало делом назревшим. Над этой проблемой уже успело потрудиться даже редко вспоминаемое общественностью «Открытое правительство» во главе с министром Михаилом Абызовым, искавшее пути, как сделать чиновничьи должности еще престижнее и привлекательнее…
Нынешнее предложение Минфина – выделить из общей массы бюрократическую верхушку, сохранив только за ней льготы и привилегии и повысив зарплату, – многим экспертам, представляется сомнительным. «Должна быть табель о рангах, – говорит депутат Госдумы, первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева. – Ведь госслужащими являются не только чиновники, но и, по сути, учителя, преподаватели вузов, работники органов культуры – все те, кто работает на государство…»
Такая табель была введена в России еще Петром I и вполне успешно работала до октября 1917 года. В этом документе ясно и подробно были перечислены обязанности чиновника перед государством – и обязанности государства перед каждым своим служащим.
Может быть, вернем? Хуже не станет.