К 100-летию со дня рождения классика советской спортивной фотографии Льва Бородулина в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Предугадать момент». На ней — снимки из его фотоколлекции, где представлены работы самого юбиляра и его не менее знаменитых коллег. Все экспонаты повествуют о человеке необычайной судьбы — фронтовике, обладателе олимпийского золота, авторе обложек самого популярного журнала СССР — «Огонька» и, наконец, эмигранте, чье имя звучало на ведущих аукционах мира.
Он прожил долгую жизнь — 95 лет, в которой уместился почти весь бурный ХХ век. Будущий фотомастер прошел Великую Отечественную, был дважды ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина».. Собственно, и дело его жизни началось с трофейной «Лейки», которую 22-летний Лев, носивший тогда фамилию Блюмштейн, привез с фронта. В 1945-м многие, кто возвращался с войны домой, хотели сфотографироваться на память. Лев подрабатывал, делал снимки солдат — и одновременно учился в Полиграфическом институте на оформителя книги.
Постепенно приработок перерос в профессию. А увлечение (он выступал за сборную Москвы по баскетболу) — в главную тему. Помимо всего прочего, на спорт не так откровенно давила идеология. Вот только оставаться Блюмштейном в конце 1940-х, в разгар кампании по борьбе с космополитизмом, было небезопасно, и Лев взял фамилию жены.
В конце 50-х он уже достиг положения ведущего фотографа в журнале «Спортивная жизнь России», а в 1958-м его пригласили в «Огонек». Профессия подарила фоторепортеру редкую для советских людей возможность поездок на международные соревнования. Пришла и мировая слава. В 1964 году английский ежегодник Photography Year Вооk назвал Бородулина звездой, в 1967-м японская Asahi Shimbun признала его лучшим фотографом, а в 1971-м его удостоили в Мюнхене олимпийской медали за вклад в спортивную фотографию.
Но дома не все складывалось так удачно. Когда после первой своей Олимпиады в Риме в 1960 году Бородулин привез фото летящей с вышки спортсменки, запечатленной в необычном ракурсе, со спины, и его напечатали на обложке «Огонька», разразился скандал. Главному идеологу СССР Михаилу Суслову снимок категорически не понравился, он обозвал его «летающей ж...пой» и написал статью в «Правду» о том, что фотограф «Огонька» протаскивает на журнальные полосы формализм. С одной стороны, Бородулину это даже пошло на пользу — за ним закрепилась слава авангардиста, а журнал, отдадим должное редакции, не уволил, отстоял своего мастера. Но осадок от происшедшего остался. После отъезда из СССР близких друзей, художников Льва Збарского и Юрия Краснова, в 1973 году фотограф с семьей эмигрировал в Израиль.
Найти в этой стране свою профессиональную нишу ему оказалось непросто, однако Бородулин прожил там до самой смерти в 2018 году, изредка выбираясь в Россию на свои персональные выставки. Его фотографии продавались на ведущих мировых аукционах Sotheby’s и Christie’s. А еще Бородулин вместе с сыном Александром, пошедшим по стопам отца, создал Фонд Borodulin Collection — одно из крупнейших в мире собраний советской классической фотографии. Кстати, тексты Александра Бородулина сопровождают и нынешнюю выставку.
Она состоит из нескольких разделов, и не только спортивных. Перед нами крупным планом тот СССР, по которому до сих пор многие ностальгируют. Детсадовцы, радующиеся первому снегу, лыжники на Воробьевых горах, сюжет «Молоко за вредность», где смеющаяся женщина на фоне завода держит корзинку с пузатыми молочными бутылками. А еще — широко известное фото «Все для народа», на котором симпатичная работница стоит за столом, полным больших банок с черной икрой. Правда, английские надписи на них несколько противоречат пафосному названию снимка.
Немало и портретов спортивных знаменитостей — например, Льва Яшина с кубком. Есть и забавное фото, озаглавленное «Папа, жару!», на котором знаменитый актер Михаил Жаров (помните его деревенского детектива Анискина и десятки других ролей?) делает зарядку, а за ним, выстроившись в ряд, как выводок утят, повторяют движения две маленькие дочки. Юмор вообще присущ многим работам Бородулина. Например, на снимке с ехидным названием «А судьи кто?!» запечатлены трое арбитров под плакатом «Апелляционное жюри», явно уставшие от исполнения тяжких обязанностей...
Юмор и добрая ирония — черты стиля Льва Бородулина
О выставке можно рассказывать долго, но лучше прийти и посмотреть собственными глазами на ту самую разозлившую Суслова фотографию «С вышки!», на «Спортивный парад» 1956 года, отпечаток которого Билл Клинтон некогда выбрал для украшения Белого дома... Снимки из раздела «Израиль» в нашей стране известны меньше, но и там масса интересного — излюбленный автором спорт, изображение национальных праздников и туристических мест, портрет хмурящейся Голды Меир... Наконец, работы знаменитых коллег Бородулина в последнем разделе выставки рассказывают непростую историю СССР и вступают в перекличку с работами юбиляра. Среди авторов — Николай Свищов-Паола и Дзига Вертов, Аркадий Шайхет и Яков Халип, Евгений Халдей и Эммануил Евзерихин. Самые ранние работы датированы 20-ми годами ХХ века — они ровесники главного героя экспозиции.
P.S. Выставка продлится до 17 ноября.