Главная Культура 00:01 11 Августа 2023 6538
«Штирлиц, а вас я попрошу остаться»…

Ровно 50 лет назад на телеэкраны вышел легендарный телефильм «Семнадцать мгновений весны»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Вячеслав Тихонов покорил режиссера Татьяну Лиознову умением молчать в кадре, держать паузу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Никто не предполагал, что этот сериал станет шедевром. Режиссер фильма Татьяна Лиознова была на тот момент известна как автор камерных мелодрам «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе». Казалось бы, где она, хрупкая молодая женщина, и где 12-серийный телеколосс о работе советской разведки в логове врага? Но звездам (которые на небесах и на экране) было угодно, чтобы сериал стал одним из самых захватывающих и ярких фильмов о Великой Отечественной войне.

Татьяна Лиознова давно порывалась поработать вместе с популярным писателем Юлианом Семеновым, сочинившим цикл романов про разведчика Максима Исаева. При встречах в коридорах киностудии уговаривала написать для нее сценарий. Однажды он протянул ей увесистую папку со своей новой работой. Она обрадовалась, но это оказался сценарий историко-приключенческого боевика «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — совсем не то, о чем она мечтала.

А хотела она снять фильм по новому, только что опубликованному роману Семенова «Семнадцать мгновений весны». Но оказалось, что автор уже отдал сценарий на «Ленфильм». Однако, надо знать характер Лиозновой! Она подвергла писателя такому неукротимому напору, что он отозвал сценарий с «Ленфильма», вернул киностудии гонорар и пообещал режиссеру свое содействие в работе, тут же, правда, укатив в очередную творческую командировку.

Лиознова бросилась читать сценарий — и была разочарована: он показался ей хуже романа. Пришлось писать сценарий заново самой, возвращая в него полюбившиеся фрагменты книги, а порой и сочиняя новые сюжетные линии и новых персонажей. В суровом мужском мире «Мгновений» с мундирами и пистолетами ей не хватало человеческих взаимоотношений, лирики, теплоты. Так в сценарии появилась пронзительная сцена встречи Исаева с женой в кафе «Элефант», а в окружении главного героя оказались фрау Заурих (Эмилия Мильтон) и влюбленная в Штирлица журналистка Габи, которую впоследствии трогательно сыграла Светлана Светличная.

Параллельно написанию сценария шли поиски исполнителей главных ролей. Семенов был не против, чтобы Штирлица сыграл актер Арчил Гомиашвили, который в то время ухаживал за Лиозновой, у них как раз разгорался любовный роман. Но любовь отдельно, а кино отдельно. Арчил, по мнению Лиозновой, был не из ее фильма. Да и худсовет студии не видел в образе разведчика Исаева актера, снимавшегося в роли Остапа Бендера в комедии «12 стульев» у Леонида Гайдая. В итоге актер обиделся на всех и уехал в Тбилиси, а Бендер так и остался его наивысшим творческим взлетом.

На роль Штирлица пробовались самые яркие кинозвезды того времени — Олег Стриженов, Юрий Соломин, Иннокентий Смоктуновский. Но они, помимо прочего, работали в театре, и потратить несколько лет жизни на съемки сериала оказались не готовы. В итоге режиссер остановила выбор на Вячеславе Тихонове, который после прославивших его фильмов «Война и мир» и «Доживем до понедельника» был свободен. Он покорил Лиознову умением молчать в кадре, держать паузу, что является вершиной актерского мастерства. Можно сколько угодно фантазировать, каким получился бы фильм, скажем, с Иннокентием Смоктуновским, но сегодня представить другого исполнителя роли Штирлица уже невозможно.

В роли главного антагониста Исаева — хитроумного нациста Мюллера — Лиозновой виделся народный артист СССР, любимый актер Шукшина Всеволод Санаев. Но он был секретарем парторганизации «Мосфильма» и играть матерого фашиста наотрез отказался.

Леонид Броневой, в свою очередь, не горел желанием примерить на себя роль Гитлера, на которую его прочили. Но не потому, что опасался за свою партийную репутацию — в КПСС он никогда не состоял, а потому, что фигура Мюллера показалась ему более выигрышной в актерском плане. И он рассудил правильно. Сыграв более сотни ролей в театре и кино, Броневой в народном сознании так и остался Мюллером из «Мгновений».

Еще один претендент на роль Гитлера — Леонид Куравлев, по его собственным словам, образ «этого антихриста не осилил». Ему в итоге досталась роль одноглазого Курта Айсмана, с которой он лихо справился. А бесноватого фюрера сыграл немецкий актер Фриц Диц, уже засветившийся в этом образе в эпопее «Освобождение».

На роль Шеленберга был утвержден Олег Табаков, внешне похожий на реального исторического персонажа. Родственники генерала после просмотра фильма даже послали Табакову прочувствованное письмо. Мол, актер, благодаря своему виртуозному искусству перевоплощения, позволил им «еще раз взглянуть на дядюшку Вальтера». Историю об этом письме на своих творческих вечерах любил рассказывать знаменитый бард Юрий Визбор, сыгравший в фильме роль серого кардинала" нацистской партии Мартина Бормана. Обладавший огромным обаянием в жизни, Визбор тоже поначалу не хотел играть фашиста, но в итоге эта роль стала одной из главных удач в его актерской биографии.

Съемки фильма начались весной 1971 года с киноэкспедиции в ГДР. Там предстояло снять улицы фронтового Берлина, сцену родов ребенка радисткой Кэт в старинной немецкой клинике «Шарите», а также убийство Штирлицем гестаповского провокатора Клауса, роль которого исполнял Лев Дуров. Но Дурова за рубеж не выпустили, поскольку на выездной комиссии актер в присущей ему издевательски-остроумной манере стал высмеивать нелепость происходящей процедуры. В итоге важную для содержания фильма сцену пришлось переписать и позже снять в подмосковном лесу.

Остальную натуру тоже снимали преимущественно на просторах СССР. Цветочную улицу Берна нашли в Старой Риге. Здесь же, у старой рижской гостиницы, сняли встречу нашего разведчика с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом. Роль трассы Берлин-Берн сыграло Челобитьевское шоссе. Застенками гестапо стали камеры Бутырской тюрьмы. Переход пастора Шлага (Ростислав Плятт) через Альпы сняли в Грузии. А для интерьерных сцен на студии Горького было построено несколько декораций: коридоры рейхсканцелярии, квартира Штирлица, кабинет Мюллера.

Съемки шли в ежедневном напряженном ритме. Хотели приурочить показ фильма к 9 мая 1973 года. Но премьера была отложена по политическим мотивам — из-за визита генсека Леонида Брежнева в ФРГ. В итоге первую серию ленты зрители увидели лишь 11 августа. Я был в то время на студенческой практике в Минске и хорошо помню, как стремительно пустели по вечерам улицы большого города: все бежали к экранам ТВ. Говорят, даже статистика преступлений по всей стране во время демонстрации сериала резко пошла вниз — криминал тоже смотрел кино про Штирлица...

Успех сериала был оглушительный. По некоторым оценкам, премьеру телефильма посмотрели порядка 80 миллионов человек. Только первая волна взволнованных зрительских откликов составила 12 мешков писем, которые Лиозновой доставили на дом. Сама она, кстати, сериал в тот раз не смотрела — после нескольких лет напряженной работы у нее не осталось на это физических и эмоциональных сил. А уже через три месяца по просьбам зрителей состоялся повторный показ «Мгновений».

Одним из преданных поклонников фильма оказался Брежнев, который попросил помощников разыскать разведчика Исаева и достойно наградить его. Председатель КГБ Юрий Андропов, который, кстати, инициировал съемки сериала, объяснил генсеку, что Исаев-Штирлиц — фигура вымышленная, вобравшая в себя черты Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля, Конана Молодого, других советских разведчиков. Тогда Брежнев позвонил исполнительнице роли радистки Кэт актрисе Екатерине Градовой, чтобы выразить ей свое восхищение ролью и фильмом.

Андропов, сам став в 1983 году генсеком, с изрядным опозданием наградил режиссера и группу актеров правительственными наградами. Лиознова получила орден Октябрьской революции, а Вячеслав Тихонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Но главной наградой авторам фильма стали...анекдоты, посвященные Штирлицу и другим персонажам «Мгновений». Лиознову, кстати, анекдоты долгое время обижали, но близкий друг режиссера, известный киновед Вячеслав Шмыров объяснил Татьяне Михайловне, что это наивысший знак народной любви. Ведь за всю историю советского кино анекдотов удостоились только два экранных персонажа: Чапаев и Штирлиц!

P.S. Если же говорить серьезно, то в этом фильме многое совпало и сошлось. Увлекательная интрига и тонкий психологизм. Удачное соединение игрового начала и документальной хроники, героики и лирики. Плюс замечательные песни Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского, вдохновенно исполненные Иосифом Кобзоном. А главное, на экране был явлен глубокий и яркий образ разведчика, побеждающий умного, коварного врага не силой мускулов или оружия, а интеллектуальным и моральным превосходством. Такие примеры и сегодня наперечет. И потому фильм заслужено вошел в золотой фонд отечественного искусства.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9374
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7096
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?