«Штирлиц, а вас я попрошу остаться»…

Ровно 50 лет назад на телеэкраны вышел легендарный телефильм «Семнадцать мгновений весны»

Никто не предполагал, что этот сериал станет шедевром. Режиссер фильма Татьяна Лиознова была на тот момент известна как автор камерных мелодрам «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе». Казалось бы, где она, хрупкая молодая женщина, и где 12-серийный телеколосс о работе советской разведки в логове врага? Но звездам (которые на небесах и на экране) было угодно, чтобы сериал стал одним из самых захватывающих и ярких фильмов о Великой Отечественной войне.

Татьяна Лиознова давно порывалась поработать вместе с популярным писателем Юлианом Семеновым, сочинившим цикл романов про разведчика Максима Исаева. При встречах в коридорах киностудии уговаривала написать для нее сценарий. Однажды он протянул ей увесистую папку со своей новой работой. Она обрадовалась, но это оказался сценарий историко-приключенческого боевика «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — совсем не то, о чем она мечтала.

А хотела она снять фильм по новому, только что опубликованному роману Семенова «Семнадцать мгновений весны». Но оказалось, что автор уже отдал сценарий на «Ленфильм». Однако, надо знать характер Лиозновой! Она подвергла писателя такому неукротимому напору, что он отозвал сценарий с «Ленфильма», вернул киностудии гонорар и пообещал режиссеру свое содействие в работе, тут же, правда, укатив в очередную творческую командировку.

Лиознова бросилась читать сценарий — и была разочарована: он показался ей хуже романа. Пришлось писать сценарий заново самой, возвращая в него полюбившиеся фрагменты книги, а порой и сочиняя новые сюжетные линии и новых персонажей. В суровом мужском мире «Мгновений» с мундирами и пистолетами ей не хватало человеческих взаимоотношений, лирики, теплоты. Так в сценарии появилась пронзительная сцена встречи Исаева с женой в кафе «Элефант», а в окружении главного героя оказались фрау Заурих (Эмилия Мильтон) и влюбленная в Штирлица журналистка Габи, которую впоследствии трогательно сыграла Светлана Светличная.

Параллельно написанию сценария шли поиски исполнителей главных ролей. Семенов был не против, чтобы Штирлица сыграл актер Арчил Гомиашвили, который в то время ухаживал за Лиозновой, у них как раз разгорался любовный роман. Но любовь отдельно, а кино отдельно. Арчил, по мнению Лиозновой, был не из ее фильма. Да и худсовет студии не видел в образе разведчика Исаева актера, снимавшегося в роли Остапа Бендера в комедии «12 стульев» у Леонида Гайдая. В итоге актер обиделся на всех и уехал в Тбилиси, а Бендер так и остался его наивысшим творческим взлетом.

На роль Штирлица пробовались самые яркие кинозвезды того времени — Олег Стриженов, Юрий Соломин, Иннокентий Смоктуновский. Но они, помимо прочего, работали в театре, и потратить несколько лет жизни на съемки сериала оказались не готовы. В итоге режиссер остановила выбор на Вячеславе Тихонове, который после прославивших его фильмов «Война и мир» и «Доживем до понедельника» был свободен. Он покорил Лиознову умением молчать в кадре, держать паузу, что является вершиной актерского мастерства. Можно сколько угодно фантазировать, каким получился бы фильм, скажем, с Иннокентием Смоктуновским, но сегодня представить другого исполнителя роли Штирлица уже невозможно.

В роли главного антагониста Исаева — хитроумного нациста Мюллера — Лиозновой виделся народный артист СССР, любимый актер Шукшина Всеволод Санаев. Но он был секретарем парторганизации «Мосфильма» и играть матерого фашиста наотрез отказался.

Леонид Броневой, в свою очередь, не горел желанием примерить на себя роль Гитлера, на которую его прочили. Но не потому, что опасался за свою партийную репутацию — в КПСС он никогда не состоял, а потому, что фигура Мюллера показалась ему более выигрышной в актерском плане. И он рассудил правильно. Сыграв более сотни ролей в театре и кино, Броневой в народном сознании так и остался Мюллером из «Мгновений».

Еще один претендент на роль Гитлера — Леонид Куравлев, по его собственным словам, образ «этого антихриста не осилил». Ему в итоге досталась роль одноглазого Курта Айсмана, с которой он лихо справился. А бесноватого фюрера сыграл немецкий актер Фриц Диц, уже засветившийся в этом образе в эпопее «Освобождение».

На роль Шеленберга был утвержден Олег Табаков, внешне похожий на реального исторического персонажа. Родственники генерала после просмотра фильма даже послали Табакову прочувствованное письмо. Мол, актер, благодаря своему виртуозному искусству перевоплощения, позволил им «еще раз взглянуть на дядюшку Вальтера». Историю об этом письме на своих творческих вечерах любил рассказывать знаменитый бард Юрий Визбор, сыгравший в фильме роль серого кардинала" нацистской партии Мартина Бормана. Обладавший огромным обаянием в жизни, Визбор тоже поначалу не хотел играть фашиста, но в итоге эта роль стала одной из главных удач в его актерской биографии.

Съемки фильма начались весной 1971 года с киноэкспедиции в ГДР. Там предстояло снять улицы фронтового Берлина, сцену родов ребенка радисткой Кэт в старинной немецкой клинике «Шарите», а также убийство Штирлицем гестаповского провокатора Клауса, роль которого исполнял Лев Дуров. Но Дурова за рубеж не выпустили, поскольку на выездной комиссии актер в присущей ему издевательски-остроумной манере стал высмеивать нелепость происходящей процедуры. В итоге важную для содержания фильма сцену пришлось переписать и позже снять в подмосковном лесу.

Остальную натуру тоже снимали преимущественно на просторах СССР. Цветочную улицу Берна нашли в Старой Риге. Здесь же, у старой рижской гостиницы, сняли встречу нашего разведчика с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом. Роль трассы Берлин-Берн сыграло Челобитьевское шоссе. Застенками гестапо стали камеры Бутырской тюрьмы. Переход пастора Шлага (Ростислав Плятт) через Альпы сняли в Грузии. А для интерьерных сцен на студии Горького было построено несколько декораций: коридоры рейхсканцелярии, квартира Штирлица, кабинет Мюллера.

Съемки шли в ежедневном напряженном ритме. Хотели приурочить показ фильма к 9 мая 1973 года. Но премьера была отложена по политическим мотивам — из-за визита генсека Леонида Брежнева в ФРГ. В итоге первую серию ленты зрители увидели лишь 11 августа. Я был в то время на студенческой практике в Минске и хорошо помню, как стремительно пустели по вечерам улицы большого города: все бежали к экранам ТВ. Говорят, даже статистика преступлений по всей стране во время демонстрации сериала резко пошла вниз — криминал тоже смотрел кино про Штирлица...

Успех сериала был оглушительный. По некоторым оценкам, премьеру телефильма посмотрели порядка 80 миллионов человек. Только первая волна взволнованных зрительских откликов составила 12 мешков писем, которые Лиозновой доставили на дом. Сама она, кстати, сериал в тот раз не смотрела — после нескольких лет напряженной работы у нее не осталось на это физических и эмоциональных сил. А уже через три месяца по просьбам зрителей состоялся повторный показ «Мгновений».

Одним из преданных поклонников фильма оказался Брежнев, который попросил помощников разыскать разведчика Исаева и достойно наградить его. Председатель КГБ Юрий Андропов, который, кстати, инициировал съемки сериала, объяснил генсеку, что Исаев-Штирлиц — фигура вымышленная, вобравшая в себя черты Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля, Конана Молодого, других советских разведчиков. Тогда Брежнев позвонил исполнительнице роли радистки Кэт актрисе Екатерине Градовой, чтобы выразить ей свое восхищение ролью и фильмом.

Андропов, сам став в 1983 году генсеком, с изрядным опозданием наградил режиссера и группу актеров правительственными наградами. Лиознова получила орден Октябрьской революции, а Вячеслав Тихонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Но главной наградой авторам фильма стали...анекдоты, посвященные Штирлицу и другим персонажам «Мгновений». Лиознову, кстати, анекдоты долгое время обижали, но близкий друг режиссера, известный киновед Вячеслав Шмыров объяснил Татьяне Михайловне, что это наивысший знак народной любви. Ведь за всю историю советского кино анекдотов удостоились только два экранных персонажа: Чапаев и Штирлиц!

P.S. Если же говорить серьезно, то в этом фильме многое совпало и сошлось. Увлекательная интрига и тонкий психологизм. Удачное соединение игрового начала и документальной хроники, героики и лирики. Плюс замечательные песни Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского, вдохновенно исполненные Иосифом Кобзоном. А главное, на экране был явлен глубокий и яркий образ разведчика, побеждающий умного, коварного врага не силой мускулов или оружия, а интеллектуальным и моральным превосходством. Такие примеры и сегодня наперечет. И потому фильм заслужено вошел в золотой фонд отечественного искусства.