- Анатолий Павлович, неужели и в самом деле так плохи дела на городском транспорте?
- Хуже некуда. Уровень и качество транспортного обслуживания населения в большинстве городов сейчас оцениваются как критические. Сократился на три процента и объем услуг транспортников. Машины стареют, ломаются, выходят из строя, а заменить их нечем. Поэтому городские власти вынуждены сокращать маршрутную сеть. Только за последнее десятилетие число маршрутов уменьшилось на 9 тысяч, или на четверть. В итоге даже в областных центрах средний интервал движения автобусов в часы "пик" превышает 15 минут. При этом автобус еле-еле тащится, так как народу в салоне - как селедки в бочке. Утром и вечером пассажиров почти втрое больше, чем предусмотрено нормами Международного союза общественного транспорта: вместо положенных семи человек набивается до 21 на одном квадратном метре. В Европе на том же метре едут четверо.
- Ладно бы в тесноте, да не в обиде. Но ведь любой наш автобус или трамвай чуть ли не разваливается прямо по дороге. Только и слышишь от водителей: "Автобус дальше не пойдет... Просьба освободить салон..."
- Что делать, если степень физической и моральной изношенности подвижного состава очень высокая. 54 процента автобусов, 44 - трамваев и 47 процентов троллейбусов страны нужно немедленно списывать. Учтем, что по сравнению с 1990 годом эксплуатационный парк автобусов к 2001 году уже сократился на 40 процентов, а трамваев и троллейбусов - на 20 процентов. Если дело и дальше так пойдет, скоро вообще будет не на чем ездить. Еще восемь лет назад мы покупали не менее 18 тысяч автобусов, 1000 троллейбусов и 500 трамваев в год. А в прошлом году закуплено почти вдвое меньше. Да и в городах, где имеется метро, обстановка ненамного лучше. Например, в Москве подземка перевозит почти 60 процентов пассажиров - столичный метрополитен самый напряженный в мире по интенсивности движения поездов. Между тем парк вагонов, исчерпавших свой ресурс в Москве, на 70 процентов превышает критическую черту.
- В последнее время появилось много частных маршрутных такси. Неужели они не взяли на себя хотя бы половину пассажиров?
- Активное развитие частного сектора на городском транспорте лишь немного смягчило проблему. Парк "маршруток" достиг предела, а использовать большие автобусы частники не хотят - слишком высок инвестиционный риск. Кроме того, частные перевозчики отказываются признавать права пассажиров на льготный проезд.
- Вы им позавидовали и теперь решили добиться отмены вообще всех льгот в общественном транспорте?
- Дело не в этом. Льготники - наша головная боль. Всего 40 процентов пассажиров полностью оплачивают проезд. Остальные катаются бесплатно либо за полцены. И таких 64 категории граждан! Получается, что тот, кто купил билет, платит еще и за "того парня". Только за прошлый год пассажирский транспорт перевез 26 миллиардов "льготных" пассажиров. Стоимость оказанных им услуг составила почти 30 миллиардов рублей, а предприятия городского транспорта получили из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ всего 19 миллиардов рублей дотаций. До сих пор ни один законодательный акт не указывает конкретного источника, из которого затраты на льготников должны компенсироваться. Вот мы и решили внести законопроект, отменяющий льготы для пассажиров. А пенсионерам и ветеранам войны предлагаем выработать систему компенсаций. Необходимо искать и другие источники. Например, почему бы не использовать на развитие общественного транспорта налог, который платят владельцы автомобилей?
- Доживем ли мы до времени, когда сможем без проблем добраться до работы на автобусе или троллейбусе?
- Очень надеюсь на это. Мы планируем провести реформирование всего городского транспорта. Цель реформы - создать устойчивую, эффективно развивающуюся систему, которая будет отвечать потребностям населения и окажется доступной всем слоям общества, включая малоимущих. Под этот проект правительство обещает выделить некоторые средства. Объем их для использования по федеральной целевой программе "Модернизация транспортных средств" сейчас уточняется. Но получат их только города, готовые к развитию конкуренции и привлечению частного капитала.
Жители 1313 российских городов и поселков городского типа ездят на автобусах, 113 из них - еще на трамваях и троллейбусах. Метрополитен есть в 6 городах. В 2000 году городской и пригородный пассажирский транспорт перевез 45,9 миллиарда человек.