5 мая завершился шестидневный марафон международного конкурса Grand Рiano Competition, о первом, сольном туре которого «Труд» уже рассказывал. Финальный тур и гала-концерт прошли в Концертном зале Чайковского, где торжественно были объявлены семь лауреатов вместо положенных пяти. Остальные конкурсанты также получили множество возможностей для реализации своего таланта, восхищение зрителей и покровительство Дениса Мацуева.
Финал, но не конец
Особенность финального тура — игра с оркестром. Ребята исполняли сложнейшие концерты — №1 и №3 Прокофьева, №2 и №3 Рахманинова, №1 Чайковского, концерты Грига и Брамса, «Пляску смерти» Листа. Правда, не все произведения могли быть сыграны целиком, так как на выступление дается не более 20 минут. Такой жесткий регламент совершенно не портил впечатление от прослушивания, а даже наоборот, позволял насладиться каждым известным шедевром.
Большую роль в реализации этого тура сыграл Госоркестр им. Е.Ф. Светланова под руководством Александра Сладковского. Музыканты всемирно известного коллектива в очередной раз доказали свой высокий профессионализм. В их игре не было снисходительности или небрежности. С большим уважением и аккуратностью они отнеслись к труду юных музыкантов, видя в них не просто очередных чудо-детей, а будущее фортепианного исполнительства.
У каждого участника было всего две репетиции с оркестром. Конечно, многие из них уже имели такой опыт, но создать прочный тандем за столь короткое время почти невозможно. Однако у некоторых конкурсантов это вполне получилось. Благодаря взаимопониманию с дирижером и оркестром, Роману Борисову удалось сыграть Первый концерт Брамса в очень точной стилистике – ровно так же, как и Сергею Давыдченко, исполнившему концерт Прокофьева №3. У Сережи весьма интересная манера игры «в рояль»: руки пластичны, кисти максимально расслаблены, а подушечки пальцев очень крепкие. Ему здорово удалось выстроить звуковой баланс и удержать контроль над темпом.
«Пляска смерти» Листа в исполнении Евы Геворгян ещё более усилила яркое впечатление об этой талантливой девочке после l тура. Зал замер, слушаямрачно-торжественную музыку, а хорошо выстроенный диалог между фортепиано и оркестром показал всем философскую глубину и трагизм этого произведения. Конечно, зрители с восторгом слушали и Александру Довгань. Она виртуозно исполнила концерт Мендельсона, хотя осмыслению сыгранного мог помешать её юный возраст.
Тур с оркестром выводит GrandРiano из числа обычных детских конкурсов и делает его своеобразным мостом «между прошлым и будущим». Кто-то из участников был больше готов к этому творческому тандему, кто-то несколько меньше, но в целом все 15 произведений были исполнены достойно.
Победила музыка
Заключительный гала-концерт лауреатов, которых объявили в конце финального тура, все еще поддерживал свою интригу, но он был уже не столько соревнованием, сколько демонстрацией достижений. Нужно отдать должное выбранному формату фестиваля-конкурса. Денис Леонидович не уставал напоминать о его уникальности: «Слово конкурс здесь не на первом месте. У нас беспроигрышная атмосфера, никто не может быть обижен». И действительно, благодаря такому посылу удалось создать дружескую обстановку и командный дух, а не азарт «боя за приз».
Концерт открылся умилительным и светлым ансамблем лауреата 1 Grand Рiano Окуи Шио и победителя проекта «Синяя птица» семилетнего Елисея Мысина. Они исполнили «Итальянскую польку»Рахманинова, а помогли им в этом пластичные черные и белые «клавиши» – танцующие персонажи, за масками которых скрывался хор «Геликон-оперы».
Перед основной музыкальной частью – игрой лауреатов – было торжественное награждение всех 15 участников. Каждый из конкурсантов получил от Дениса Мацуева именной сертификат на участие в его проектах. Наградами были и сертификаты на участие в проектах Валерия Гергиева, Александра Сладковского, Госоркестра им. Светланова, участие в программах Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны», в фестивале ЦМШ «A tutta forza», в Академии фестиваля в Вербье, в фестивале Фредерика Шопена в Душниках, в концерте «классического Евровидения» в Эдинбурге, сольные концерты в Токио, в «Геликон-опере».
Были и отдельные призы. Например, американцу Перрену-Люку Тиссену явно не избежать, как сказал Денис Мацуев, «участи окунуться в Байкал после русской бани», ведь он приглашен на фестиваль Дениса «Звезды на Байкале». А полюбившийся многим слушателям Егор Опарин не стал лауреатом в этом году, зато получил завидные награды, в том числе персональную стипендию от Мацуева, денежный (500 евро) спецприз от концертмейстера оркестра им. Светланова Сергея Гиршенко. По итогам интернет-голосования приз зрительских симпатий достался Сергею Давыдченко и Ичэнь Юю (Китай).
Большую роль в развитии и становлении молодых талантов играют их педагоги. В этот вечер не забыли и про них. Еще один денежный спецприз от Сергея Гиршенко был передан преподавателю Сережи Давыдченко Сергею Осипенко со словами: «Манера игры, постановка рук Сережи напоминали нам великую пианистку Татьяну Николаеву».
После награждения все семь лауреатов — Роман Борисов, Владислав Хандогий, Сергей Давыдченко, ТиньхунЛяо, Иван Бессонов, Ева Геворгян, Александра Довгань — повторили свою программу финального тура, исполнив концерты с Госоркестром. В их исполнении почти ничего не изменилось. Все так же устойчиво, крепко, смело, технично они справлялись со сложным музыкальным материалом. Казалось, выбрать лучшего из них совершенно невозможно.
У жюри было время проголосовать, пока на сцене Валерий Гергиев «колдовал» с Госоркестром, исполняя «Рапсодию на тему Паганини» С.Рахманинова для фортепиано с оркестром. Солировал в этот раз сам художественный руководитель GrandРiano Competition — Денис Мацуев.
В итоге Гран-при достался самой юной конкурсантке — Александре Довгань. Такое решение можно считать компромиссным, так как выбирать призера было очень сложно. Сертификат на рояль Yamaha Саше вручил сам Валерий Абисалович, отметив, что для него большая честь делить сцену с этими юными исполнителями. И очень хорошо сказала в ответ Александра Довгань: «Мы нашли друг с другом общий язык, ведь он у нас один — музыка».