Главная Культура 13:03 11 Мая 2016 2984
Противоречивый слепок текущих времён

Новый отечественный фильм-катастрофа сумел взволновать людей самых разных возрастов и взглядов 

Юрий Жуковский

Картина «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева – не ремейк одноимённого кинематографического произведения Александра Митты 1979 года. Невзирая на очень похожую структуру сценария и семейные проблемы, которые ключевые герои лечат небом, – другие персонажи, другие реалии, для ремейка прошло слишком много времени. Горящие нефтепродукты в вымышленном городке заменены горящей лавой на острове в Юго-Восточной Азии, снимавшемся в Крыму. Студия «ТРИТЭ» выкупила у киностудии «Мосфильм» права на название «Экипаж», дабы не прерывать связь времён. В картине недвусмысленно и чуть нелепо присутствуют камео, включая совершенно излишнюю Александру Яковлеву, находящуюся в кадре для увеличения прокатных сборов связи времён и удобства обсуждения в программе Андрея Малахова.

Картина Николая Лебедева – эпичная, масштабная, добротная, качественная работа, в технологии IMAX, о подвигах по спасению людей в катастрофе. История, предваряющая катастрофу широкими условными мазками, местами задевает удивительной тонкостью неожиданных эпизодов.

Удивителен момент, когда на экране, среди жуткого тумана, мелькнул самолёт, то ли реальный, то ли видение. И глаз юного пилота Гущина его подмечает, как мелькнувший на доли секунды призрак. Опытный пилот Зинченко готов жёстко наказать стажёра за ошибку, но турецкий (!) самолёт оказался реальным, и это спасло людей. Дар проявился в рыхлом хаотичном увальне-лётчике одномоментной вспышкой.

Два ключевых «сладких» персонажа – взрослый пилот Леонид Зинченко/Владимир Машков (в картине Митты – Андрей Тимченко/Георгий Жжёнов) и молодой, не взрослый лётчик (по определению его девушки, второго пилота, который/которая взрослее) Алексей Гущин/Данила Козловский – два красавца, на лётчиков не похожие вообще, старательно, строго по сценарию и инструкциям, разрушают сложившиеся стереотипы того, какими должны быть пилоты. Аскетичный ревнитель правил Зинченко и разгильдяй Гущин оба оказываются пацанами, подростками, объединяясь в финале в желании дать взрослому несправедливому миру по морде.

Инфантильный, надёжно укрывшийся за правилами и инструкциями Зинченко – это как бы повзрослевший инфантильный Гущин. Но оба обаятельных мачо почему-то обнаруживают невероятные героические качества, хотя, казалось бы, ничто не предвещало. И более взрослая Александра Кузьмина/Агне Грудите, второй пилот, в финале становится ребёнком, после всех тяжких, рано выпавших на её долю, испытаний, Александрой Гущиной. Она не в силах устоять перед бесшабашной наивностью, внутренним ребёнком Алексея Гущина, в образе которого Данила Козловский органично воплотил очередного хорошего парня, наивно ищущего простых истин в сложном и жестоком мире. Актёр добавил пилоту толику «правильности», возможно, почерпнутую им в Кронштадтском морском кадетском корпусе, законченном в 2002 году. Режиссёр уверенно добился тщательным кастингом, в лице Агне Грудите, внешнего сходства с Александрой Яковлевой и… Ингеборгой Дапкунайте. Могу ли я подозревать здесь аллюзию на иное культовое кинематографическое произведение, ассоциирующееся со вкусовыми предпочтениями одного из продюсеров картины «Экипаж»?

Фильм-катастрофа Николая Лебедева – крепко сшитое полотно с нестыдными для отечественного кинематографа спецэффектами, по выражению Андрея Плахова. Не прошло и сорока лет, как отечественные кинематографисты создали новый фильм-катастрофу, наполнив его новыми реалиями, точно выстроив сюжет как фундамент впечатляющих сборов.

Алексей Гущин влюбляет в себя Александру, и они с ней одной, пилотной крови. Героические русские лётчики мужественно, находчиво и изобретательно спасают множество людей, детей разных стран и народов. Перед катастрофой равны все, могучее звучание обретают простые истины, шёпот которых глушит текучка будней. «Простые истины» – так назывался сериал, в котором Данила Козловский снялся в тринадцать лет.

До масштабов героев «Илиады» Гомера вырастает личность простого бортпроводника Андрея, явившего миру невиданное мужество посреди катастрофы, когда бушует и горит лава, взрываются дороги, камни попадают во всё, кроме самолёта, а двигатели забивает вулканический пепел. Андрей обрёл свою Викторию, старшую стюардессу. Она поняла, что заблуждалась, в своём увлечении мачо-Гущиным. А Алексей Гущин поначалу смеялся над немужской работой бортпроводника. Катастрофа будит дремлющие силы, и женщина достаётся победителю.

Правильные системные зарубежные лётчики не смогли взлететь. Их самолёт взорвался ярким кинематографическим пятном. Нужно быть Алексеем Гущиным, которого выгоняли отовсюду, неспособным вписаться в любую систему, чтобы обнаружить в себе в трудный час качества пилота от Бога, в долю секунды находящего единственно точные решения.

За впечатляющую, красивую, масштабную работу, за отечественный фильм-катастрофу, способный взволновать самых разных людей, претендовать на «любовь всего народа», мы вправе сказать большое человеческое спасибо создателям картины, её продюсерам, на неё работала вся кинематографическая отрасль, в сложном взаимодействии систем и элементов. Как невозможно создать самолёт без горизонтальных связей крупных авиационных предприятий, так невозможно создать фильм-катастрофу без масштабных объединённых усилий крупных игроков кинорынка, при поддержке Госкино на условиях безвозвратного финансирования.

Мелодраматические линии в картине просты и незатейливы, как и положено саге о рушащемся небе. У всех персонажей – семейные проблемы, они не способны их решать, они способны летать. Лишь пройдя через боль, ужас, лаву, гибель, обрушение, горение двигателей, забитость лёгких самолёта вулканическим пеплом, страшную грозу, когда не видно мира и глаз неспособен поймать пятнышко, узкое горлышко посадочной полосы; неубираемые шасси и отваливающиеся крылья, – семейные проблемы счастливо разрешаются, а их участники и создатели обретают простую истину – они все похожи друг на друга, они одного состава крови. Они лётчики – и у них вместо рук не крылья, крылья вместо рук – у ангелов, а пилоты – не ангелы, они бьются о начальство, о системные стены, о семейное временное, докатастрофное, отчуждение.

Алексею Гущину в финале становится страшно. Режиссёр не стал делать из него супермена. Он боится сажать самолёт в экзистенциальную петропавловскую грозу, но выясняется, что страшно всем – и Зинченко, и Кузьминой. И не-ангел Гущин посадил самолёт, коснувшись корпусом с отпавшими крыльями грешной земли, где идёт равнодушный ливень масштабов Всемирного Потопа и выплёвывают прямо в металл корпуса развалившейся птицы спасительные охлаждающие струи пожарники, и шуршат «Скорые». Крылья умерли (отвалились от удара о землю), руки, головы и сердца остались.

По известной системе сдержек и противовесов режиссёр, вероятно, разбавляет пафос юмором, дав пародийный, нелепый финал картины под занавес. Собрав три несистемных элемента – пилотов невиданной одарённости, отмеченных богом и ангелами, вместе, он делает их (совместно со сценаристами) стажёрами самой системной, самой лучшей в мире компании – «Аэрофлот». Ибо беспримерные мужество и героизм, проявленные при спасении человеческих жизней, не являются достаточным основанием для работы в частной авиакомпании, с акционером-самодуром. Разновозрастные, не взрослые, разнополые стажёры. Суровый взрослый мир уволил их из своих привелигированных рядов, для этого мира они – извозчики солидных господ. Юмор финала, хитровато воплощённый Сергеем Газаровым, воспринимается как скрытая осанна «Аэрофлоту», ода его системе профессионального отбора лётчиков, если даже Зинченко у них - стажёр. Нечто неуловимо продюсерское витает в болтающихся тренажёрных канатах лучшей в мире авиационной компании. Не может же быть финальное художественное решение продиктовано продакт-плейсментом. Мы знаем, так не бывает.

Фильм – противоречивый слепок текущих времён, с данью 1979-му году, без культовости эротической сцены, с калькой прошлого, наложенной на расползающиеся времена. Точный, просчитанный, успешный фильм.

P.S. По-аксёновски удивительны в картине перемещения. «И вот мы в Африке», «и вот мы на острове Канву». Не мы, а самолёт вымышленной маленькой частной авиакомпании. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9418
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7132
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?