Именно такой прецедент создали бельгийские власти, прекратив с 5 мая на две недели выдачу въездных виз гражданам России. Мера, по словам официальных лиц, - чрезвычайная и временная, а вызвана она тем прискорбным обстоятельством, что маленькая страна с населением, сопоставимым с Москвой, оказалась в осаде "беглых" россиян, желающих получить там убежище. Почему-то политическое убежище. В апреле каждый шестой иностранец, возжелавший получить вид на постоянное место жительства на этом общеевропейском перекрестке, ранее проживал на территории "одной седьмой части суши", то есть у нас в России. По годовым сводкам - из 1800 заявок 200 приходится на россиян.
Многие из наших сограждан, аргументируют свою позицию государственные чиновники в Брюсселе, пробрались-де в Бельгию хитроумными лазами: они воспользовались платными услугами посреднических контор - тех, что занимаются, по сути, контрабандой "живого товара" в страны преуспевающего Запада. Есть фирмы, которые даже снабжают лжетуристов или лжекоммивояжеров казенными бумагами, составленными опытными адвокатами, которые позволяют претендовать на получение в перспективе подданства бельгийского королевства. Так что можно понять правительство Бельгии: никому не понравится неконтролируемая миграция.
В Москве приводят в ответ свои доводы. Во-первых, не редкость, когда клерки, составляющие статистику, гребут под одну гребенку всех русскоязычных чужаков, а значит, записывают в графу "граждане России" многочисленных выходцев с просторов СНГ. Как выразился политолог Сергей Марков, "в Бельгии русскими называют вообще всех: казахов, узбеков, азербайджанцев, грузин и, конечно, украинцев и белорусов". Во-вторых, проблемы такого рода "не терпят суеты" и нуждаются в детальных и скрупулезных переговорах, отсюда и решение, принятое после визита в Москву на прошлой неделе министра внутренних дел Бельгии Антуана Дюкена, - образовать двухстороннюю группу экспертов. Это самый что ни на есть эффективный технократический способ урегулировать кризис.
Кризис - искусственный, и едва ли он продлится дольше полумесяца. И все же есть основания подозревать, что бельгийское новшество, не встречавшееся ранее в уставных взаимоотношениях между государствами, - это только первая ласточка в пересмотре, а вернее, в ужесточении миграционных правил, которыми зажиточные нации будут ограждаться от прозябающих в бедности и хаосе.
На днях, к примеру, Германия и Австрия выступили с инициативой ввести 7-летний мораторий в рамках Евросоюза на свободу перемещения рабочей силы. Но только в одном направлении - из Восточной в Западную Европу. Тем самым примерно 4 миллиона потенциальных "гастарбайтеров" из бывшего соцлагеря, которые обязательно попытаются, по прогнозам, трудоустроиться в двух названных немецкоговорящих странах, должны будут остаться дома и не отбирать хлеб и заработок у коренных жителей. Совместный демарш Германии и Австрии симптоматичен. Еще год назад Берлин гневно попрекал Вену в заигрывании с политиком Йоргом Хайдером, предлагавшим захлопнуть двери перед эмигрантами из Восточной Европы, крадущими "у наших" рабочие места.
А за месяц до того, как заискрило между Брюсселем и Москвой, Соединенные Штаты ввели обязательное получение американских транзитных виз для россиян "при совершении перелетов через их территорию даже в случае кратковременной технической остановки самолета". Прежде, заметим, наши граждане пользовались правом так называемого "ограниченного" безвизового транзита через территорию США. Видимо, отныне в случае аварийной посадки в каком-либо американском аэропорту нашим путешественникам не позволят выйти даже в зал ожидания и заставят томиться в самолете. Россию приравняли, по выражению Смоленской площади, к странам "с политически неустойчивыми режимами". Наш ответ не замедлил себя ждать: Москва ввела аналогичные визовые правила для американских граждан.
Вместе с тем госсекретарь Колин Пауэлл туманно пообещал рассмотреть возможность смягчения условий доступа на территорию США. Если только Россию включат в программу безвизового въезда: сейчас граждане 29 стран имеют право приезжать в США без визы на срок до 90 дней, если имеют при себе достаточную для проживания сумму денег и обратный билет. Вот только с учетом директивного стиля новой администрации США впору задаться вопросом: каких предварительных условий и уступок потребуют американцы взамен? И не выйдут ли они за пределы сугубо дипломатических?