Главная Культура 00:06 11 Февраля 2022 15514
Куда бежит капитан Волконогов

«Золотой орел» и «Белый слон» смотрят на жизнь по-разному

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Они состоялись с разницей буквально в несколько дней — две премии, оценивающие творческий уровень российского кино. «Золотой орел» — премия державная, опекаемая Никитой Михалковым, финансируемая из бюджета и транслируемая телеканалом «Россия». И «Белый слон» — премия независимая, ее учредили ведущие кинокритики страны. Деньги на церемонию в этот раз собирали на сервисе Planeta.ru — ни министерству культуры, ни другим официальным структурам в ноги не кланялись. Не оттого ли и результаты этих двух премий столь разительно несхожи?

То, что произошло на «Золотом орле», по-моему, нельзя расценивать иначе, как курьез (кстати, не первый в истории этой премии). Большинство наград ушло фильмам и сериалам, которые были произведены либо студией ТРИТЭ все того же Михалкова («Серебряные коньки», «Огонь»), либо телеканалом «Россия» (сериал «Седьмая симфония» и ряд других проектов). То есть, получилось примерно так: сами кино снимаем, сами проводим церемонию, сами себя награждаем, сами себя славим в эфире.

В итоге сентиментальная рождественская сказка «Серебряные коньки» и пафосный «Огонь» про битву МЧС с лесными пожарами в общей сложности получили девять (!) «Золотых орлов». В то время как яростный и глубокий фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» про ужас сталинских репрессий, уже объехавший полмира и удостоенный дюжины наград на фестивалях, на «Золотом орле» показательно не получил ничего, хотя для видимости и был представлен в семи номинациях.

А фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», который победил в «Особом взгляде» Каннского фестиваля и выдвигался от России на «Оскар», на «Золотом орле» в качестве претендента на награды даже не рассматривался. Как и «Дело» Алексея Германа, «Медея» Александра Зельдовича, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, «Мама, я дома» Владимира Битокова, «Нуучча» якутского режиссера Владимира Мункуева и другие фестивальные хиты, которые принесли российскому кино заслуженную международную известность. Но это фильмы, которые восстают против сталинизма и имперских амбиций, говорят о коррупции в верхах, задают острые вопросы социального, морального толка. И потому они у «Золотого орла», прячущего голову от больных тем под крыло, оказались не в чести.

Эксперты «Белого слона» восстановили справедливость. Все поименованные выше картины у кинокритиков оказались в номинантах, несколько из них получили значимые призы. А триумфаторами церемонии стали два фильма. Один из них — «Разжимая кулаки» ученицы Сокурова Киры Коваленко, которая живет и работает в Кабардино-Балкарии. Там же, на Северном Кавказе, она ищет темы своих фильмов. В данном случае, получился рассказ об унылых буднях пыльного шахтерского городка, об удушающих объятьях патриархальной семьи, о порыве главной героини фильма, молодой женщины, к свободе от диктата замшелых традиций.

Режиссер создает на экране живой, тактильный и чувственный мир, который она знает изнутри. Оттого так убедительна жизненная среда фильма, оттого так узнаваемы характеры персонажей, оттого так правдиво играют местные актеры, а не заезжие и заезженные московские знаменитости. Все это в совокупности принесло фильму Киры Коваленко три «Белых слона» — за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую женскую роль (поразительная работа актрисы из Владикавказа Миланы Агузаровой).

Еще одним триумфатором «Белого слона» стал фильм «Капитан Волконогов бежал», который тоже завоевал три премии — за лучшую мужскую роль (невероятный Юра Борисов), лучшую женскую роль второго плана (Наталья Кудряшова) и главный приз — за лучший фильм года. Хотя лично я голосовал за «Капитана Волконогова» едва ли не по всем номинациям. Для меня это главная картина не только года, а, возможно, последних десятилетий. Если угодно, это «Покаяние» наших дней. Помните перестроечный фильм Тенгиза Абуладзе, который для многих стал откровением и потрясением?

Попытка капитана НКВД Федора Волконогова избежать чистки в органах и тем самым спасти свою никчемную жизнь оборачивается его хождением по кругам сталинского ада, к созданию которого и он приложил свою кровавую руку. Желая вымолить у судьбы прощение за свои чудовищные злодеяния — аресты, жестокие пытки, убийства невиновных людей, — он встречается с родственниками репрессированных и поневоле окунается в море народного страха, отчаяния, гнева, боли. А вместе с героями переживут эти шоковые эмоции и зрители.

Казалось бы, мы видели много фильмов о сталинском терроре. Но ТАК о нем еще не рассказывали. Фильм воссоздает на экране не реалистический, а условный, гротескный, в чем-то даже карнавализированный образ сталинского террора. Не случайно чекисты одеты не в привычную для глаза форму той поры — в красных шароварах, красных галстуках и черных куртках они выглядят, как привилегированная каста всесильных сталинских опричников. Но на дворе 1938 год, и запущенная ими машина уничтожения начинает пожирать не только случайных жертв, но и самих своих создателей. Гильотина не разбирает, на чью голову упасть...

Авторы фильма оперируют ярким, броским, почти плакатным киноязыком, отсылая нашу коллективную память то к фильму Эйзенштейна об Иване Грозном, то к ахматовскому «Реквиему», то к антиутопии Оруэлла «1984», то смело (кто-то скажет: лобово) перекидывая мостики в нынешние дни. Когда один из начальников Волконогова растолковывает ему, что нельзя пускать в расход арестованных без суда и следствия, прежде надо выбить из них признательные показания, ибо мы живем все-таки в правовом государстве, — то у многих от знакомой лексики холодок побежит по коже...

Этот разнообразный исторический, культурологический контекст фильма вкупе с его снайперским попаданием в сегодняшнюю мрачноватую реальность — с ликвидацией «Мемориала», арестами правозащитников и оппозиционных политиков, уже привычно звучащими угрозами резать «врагам» головы, наконец, с изгнанием из школы учительницы, которая прочитала детям стихи репрессированных поэтов Введенского и Хармса, — все это делает «Капитана Волконогова» не только кинематографическим, но и громким общественным высказыванием.

Жаль, что фильм выходит на экраны не сегодня, после скандального «пролета» на «Золотом орле» и справедливого триумфа на «Белом слоне», а только 7 апреля. Но наша власть, которая, по Салтыкову-Щедрину, не устает держать народ в постоянном изумлении, к апрелю может наворотить столько всего, что «Капитан Волконогов», не приведи Господь, станет еще актуальнее...

P.S. Лауреаты Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон»

Лучший фильм

«Капитан Волконогов бежал» (режиссеры Наташа Меркулова, Алексей Чупов)

Лучшая режиссерская работа

Кира Коваленко — «Разжимая кулаки»

Лучший сценарий

Кира Коваленко, Антон Яруш (при участии Любови Мульменко) — «Разжимая кулаки»

Лучшая операторская работа

Александр Ильховский — «Медея»

Лучшая работа художника

Алексей Максимов — «Последняя «Милая Болгария»

Лучшая музыка к фильму

Алексей Ретинский — «Медея»

Лучшее звуковое решение

Борис Войт — «Петровы в гриппе»

Лучшая главная мужская роль

Юрий Борисов — «Капитан Волконогов бежал»

Лучшая главная женская роль

Милана Агузарова — «Разжимая кулаки»

Лучшая мужская роль второго плана

Павел Деревянко — «Подельники»

Лучшая женская роль второго плана

Наталья Кудряшова — «Капитан Волконогов бежал»

Лучший полнометражный игровой дебют

«Дунай» (режиссер Любовь Мульменко)

Лучший документальный фильм

«Расторгуев» (режиссер Евгения Останина)

Лучший анимационный фильм

«Жизнь-паскуда» (режиссер Варвара Яковлева)

Лучший короткометражный фильм

«Почти весна» (режиссер Настя Коркия)

Лучший сериал

«Пингвины моей мамы» (режиссер Наталия Мещанинова)

Премия молодых кинокритиков Голос

«Обходные пути» (режиссер Екатерина Селенкина)

Приз за вклад в профессию

Кинокритик, издатель, режиссер документального кино Любовь Аркус

Почетный приз имени Мирона Черненко

Кинокритик, публицист, политик, общественный деятель Алла Гербер

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5397
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4952
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...