Главная Культура 19:56 11 Января 2023 2331
Рахманинов: прелюдия опус 2023

Екатерина Мечетина открыла год великого русского композитора в Московской филармонии

Сергей Бирюков
Играть Рахманинова - громадная отдача сил. Но и радость великая. Фото автора

Уже более десяти лет традиции, по которой Московская филармония дает на старте года новую программу пианистки Екатерины Мечетиной. Счастливая идея соединила в себе блистательность формы и глубину содержания, присущие искусству этой исполнительницы. По сути Екатерина задает настройку тому, что определит интонацию главного музыкального дома столицы на много месяцев вперед. В 2023 году это, бесспорно, творчество Сергея Васильевича Рахманинова, которому был посвящен концертный вечер 8 января в Зале имени Чайковского.

Дело не только в том, что 1 апреля мы отметим 150-летие со дня рождения великого русского композитора. В одной из наших бесед с Екатериной я услышал: «Ведь это миссия святого – взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Нисколько не принижаю других великих. Чайковский бывает и более откровенным в своих музыкальных исповедях. Но когда слушаю Рахманинова, понимаю – мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но – учат быть человеком. В этом отношении могу сравнить его только с Толстым… Есть еще одно драгоценное качество у музыки Сергея Васильевича: про все, что он объясняет в человеке, нельзя сказать в отрыве от прилагательного «русский». Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце».

Сегодня это «рахманиновское» чувство пришло к очень многим из нас. Не обязательно к находящимся в разлуке со страной, но и к тем, кто не помышлял об отъезде (а это, к счастью, громадное большинство), но не может не задумываться над происходящими в мире переменами. И вот тут возможность свериться с Сергеем Васильевичем поистине драгоценна. Скажу больше: в том, что 2023 год, который наверняка станет для России непростым, оказался и годом Рахманинова, трудно не увидеть знак судьбы.

Но что взять из огромного объема рахманиновского творчества для такого концерта-зачина, какой задумала Мечетина?

Ее выбор точен. Это одиннадцать прелюдий совсем еще молодого, но уже вполне явившего мощь композитора, которые в силу самого жанра «предыгры» (буквальный перевод слова «прелюдия») и, конечно, пророческого дара, присущего гению, стали одиннадцатью прозрениями в грандиозный и драматический разворот его собственной жизни и жизни Отечества.

Собственно, такова уже первая из сыгранных прелюдий – до-диез минорная, написанная в 19 лет, но по ней вполне можно судить о том, кем станет Рахманинов через десять, двадцать, сорок лет. Символично, что ее, среди прочих восторженных слушателей, успел оценить Чайковский – и тем самым как бы заглянуть в будущее русской музыки, да и самой России. А мы, слушая в исполнении Екатерины этот роковой гул басов, грозный град аккордов, прорывающийся сквозь их шквал героико-трагический марш и наконец скорбно гаснущие отзвуки начального «набата» – оцениваем точность картины и прогноза.

Затем последовали 10 прелюдий опус 23. Они написаны десятилетие спустя автором, уже узнавшим не только цену первым головокружительным удачам, но и кризисам, и их преодолению. Конечно, здесь развивается то, что уже открыто композитором. Так, он замечательно слышит «ветер жизни» – вновь тревожный, как в до минорной или ми-бемоль минорной прелюдиях, тихо-печальный, как в колеблющихся, будто осенний камыш, фигурах фона фа-диез минорной прелюдии, упругий весенний, как в ликующей си-бемоль мажорной (только Екатерине в ней, может быть, стоило чуть меньше напирать на темп, зато больше следовать рахманиновскому указанию Maestoso, т.е. «величественно»)… Другой «лейтмотив», тоже проистекающий из до-диез минорной прелюдии – шаг, часто переходящий в пляс: остро и иронично акцентированная ре минорная (тут Екатерина очень точно следовала авторской ремарке Tempo di minuetto), маршеподобная соль минорная (а вот здесь, пожалуй, снова стоило бы сдержать движение, чтобы фразы освободились от излишней торопливости и обрели мужественную мощь, подразумеваемую указанием Alla marcia).

Но появилось в 23-м опусе и нечто новое, наработанное Сергеем Васильевичем за десять лет: умение тонким плетением звуковой ткани создать волшебный, эмоционально окрашенный пейзаж, как в середине той же соль минорной прелюдии (ее явно написала та же рука, что и вторую «истомную» часть Второго концерта) или в стремительной ля-бемоль мажорной, у Екатерины превратившейся в подобие вальса бабочек или стрекоз над водой. А главное приобретение – Рахманинов стал тем непревзойденным мастером мелодии, который вскоре подарит нам ее самые могучие всплески в Третьем концерте и Второй симфонии, но уже здесь, в ре мажорной и соль-бемоль мажорной прелюдиях, ее парение в окружении хора подголосков восхищает пианистку и нас.

Второе отделение напомнило о двуединой направленности творчества Рахманинова – равной феноменальности Сергея Васильевича в сочинении и в фортепианной игре. Екатерина построила эту часть вечера на рахманиновских обработках музыки знаменитых предшественников и его собственной, приспособляемой Сергеем Васильевичем для сольных фортепианных выступлений.

Право, не знаю, в какой из половин программы от исполнительницы потребовалось больше сил, эмоциональной отдачи, откровенности. С бриллиантовой точностью уложить «Полет шмеля» Римского-Корсакова в 60 секунд (знаменитый консерваторский критерий настоящего мастера скоростной игры) или с положенной лихостью выдать «Гопак» Мусоргского вкупе с «Менуэтом» Бизе – уже достойно восхищения. Но нужно же еще дать слушателю почувствовать тонкий баланс стилей, в котором транскриптор порой отступал на позицию «почти что обыкновенного интерпретатора», как в Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, где Сергей Васильевич, так сказать, почтительно снял шляпу перед замечательным композитором и легендарным виртуозом прошлого. Но порой он смело накладывал собственные краски, и это давало самые разные результаты. Иногда – восторгало органичностью, как в обработке Ми мажорной скрипичной партиты Баха, вдруг зазвучавшей обертонами Третьего рахманиновского концерта, притом сохранившей всю свою барочную мощь. Но иногда, как в шубертовском «Куда?», заставляло удивленно спрашивать – а «куда» за всеми этими модерновыми гармоническими вуалями девался бедняга Франц?

Год Рахманинова в Московской филармонии открыт

Екатерина честно, ничего не утаив, развернула перед слушателями панораму рахманиновской субъективности. Впрочем, предоставив Сергею Васильевичу полную возможность оправдаться такими шедеврами, как импрессионистически-тонкие переложения его собственных романсов «Маргаритки» и «Сирень». Как вполне аутентичные по куражу вальсы его друга, скрипача-композитора Фрица Крейслера и пришедшийся им в тон бис – Полька WR (обработка пьески немца Франца Бера «Смеющийся голубок», которую любил отец Сергея Васильевича, отсюда инициалы в заглавии). Как, наконец, совершенно неаутентичная в рахманиновской передаче Колыбельная Чайковского – Петр Ильич ни в коем случае не написал бы таких блюзовых гармоний, но в их американской тоске с беспощадной точностью отразилась вся гроздь понесенных Сергеем Васильевичем утрат: никогда уже не будет рядом горячо любимого Чайковского, безвозвратно ушла молодость, и на саму родную землю Рахманинову больше не ступить.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9397
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7115
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?