В Государственном историческом музее развернута экспозиция с коротким, но точным названием: «Российская империя». Ее приурочили сразу к двум знаменательным датам — 300-летию провозглашения Петра I Императором Всероссийским и 150-летию музея.
Точкой отсчета истории Российской империи стала Северная война, завершившаяся поражением Швеции и ее союзников и заключением триумфального Ништадтского мирного договора, по которому Россия вернула себе утраченный за 100 лет до этого выход к Балтийскому морю и значительное количество прибалтийских земель. По случаю сей славной виктории сенаторы обратились к царю-победителю с прошением, и 22 октября (2 ноября) 1721 года Петр I принял на себя титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. Церемония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Так на карте появилась держава, которой суждено было стать третьей по площади империей (после Британской и Монгольской) и внести огромный вклад в историю человеческой цивилизации, несмотря на относительно недолгий срок существования — до 200-летнего юбилея ей не хватило четырех лет.
Выставка, открывшаяся в залах Государственного исторического музея, продолжает собой серию проектов, приуроченных к 150-летию его создания. Днем рождения ГИМа считается 2 февраля 1872 года. В отличие от большинства учреждений такого уровня, вроде Музеев Кремля или Эрмитажа, Исторический начинался с нуля, не имея в своем распоряжении предметов из царских сокровищниц, формировавшихся в течение десятков, а иногда и сотен лет. Коллекцию, призванную отразить всю многообразную историю государства Российского, начали собирать одновременно со строительством здания. Однако новорожденный музей не был лишен, так сказать, царственного покровительства — одним из первых поступлений в отдел древностей стали стол и кресло из кельи, в которой провела свои последние дни царевна Софья, переданные в дар тогдашней настоятельницей Новодевичьего монастыря.
Сегодня фонды музея насчитывают более 5 млн единиц хранения и свыше 14 млн листов документальных материалов. На выставке «Российская империя» из всех этих сокровищ представлена лишь малая часть — около 400 предметов. Экспозиция выстроена не по традиционному хронологическому принципу от царствования к царствованию, а отражает внутреннее устройство империи — властители, духовенство, воинство и подданные, чьим трудом и талантом росло и крепло государство.
Значительная часть бесценных раритетов впервые представлена широкой публике. Например, мундир полковника Преображенского полка, который был на Петре I во время Полтавской битвы. Личных вещей первого русского императора сохранилось не так много, и костюмы нередко разрозненны, а тут практически полный комплект, включающий шпагу, шарф и офицерский горжет.
Когда речь заходит о гардеробе членов императорской фамилии, в первую очередь говорят о многочисленных платьях Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Между тем обе императрицы с удовольствием облачались в мужской костюм, выгодно подчеркивавший достоинства фигуры. А на выставке можно увидеть наряд абсолютно уникальный — подлинный мундир подпоручика Семеновского полка Александра Талызина, верного приверженца Екатерины Алексеевны. Когда великая княгиня заявила, что намерена лично вести войска, он отдал ей свой мундир. Правда, он не сошелся на будущей императрице в области бюста — меньше чем за три месяца до этого она родила сына Павла, поэтому к нему наскоро приделали завязки, которые Екатерина замаскировала сверху лентой ордена Андрея Первозванного, высшей награды Российской империи, учрежденной еще Петром I.
Орден Андрея Первозванного — высшая награда Российской империи
Сам орден вместе с полагающейся к нему золотой цепью можно увидеть в разделе, посвященном системе наград Российской империи. И пусть вас не удивляют его небольшие размеры — принадлежал он не взрослому человеку, а... ребенку. Согласно повелению императора Павла I, пожалуй, самого чадолюбивого российского властителя, имевшего десятерых детей, кавалерами этого ордена становились во время обряда крещения все великие князья. Тот, что представлен в экспозиции, был наложен на новорожденного великого князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II. При отсутствии кровных наследников знаки «детского» ордена по традиции возвращались царствующему монарху и вручались при крещении другому великокняжескому младенцу. Так как детей у Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны не было, то орден перешел к последнему русскому цесаревичу Алексею Николаевичу.
Этот ларец — тоже из вещей последнего наследника престола: подарен ему к 300-летию Дома Романовых. Но не принес счастья подростку, расстрелянному со всей императорской семьей в 1918 году
По разряду раритетов проходит и ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе для Николая I, — самое масштабное и дорогостоящее произведение за всю историю этого предприятия. Ваза была под стать заказчику, считавшему, что он унаследовал гены великого предка: рост у него, как и у Петра Великого, был за 2 метра. На вазе с одной стороны изображен портрет первого российского императора, которого Николай боготворил, на другой — сцена битвы при Лесной 28 сентября 1708 года, сражения, предопределившего судьбу шведов под Полтавой.
Ваза с портретом Петра I — самое роскошное изделие Императорского фарфорового завода
Кульминационной точкой экспозиции является реплика Большой императорской короны — без нее рассказ о Российской империи был бы неполон. Оригинал короны хранится в Алмазном фонде и никогда не покидает стен Кремля. Поэтому в 2012 году ювелирами крупнейшего в России предприятия по производству и огранке бриллиантов «Кристалл» была изготовлена копия, на которую ушло 11,5 тысячи бриллиантов знаменитой «русской огранки». Единственное ее отличие от оригинала — камень, венчающий корону: красную шпинель нужного размера сегодня найти крайне сложно (обычно этот камень имеет зеленый цвет), и ее заменили красным турмалином. Этот и множество других шедевров искусства самого разного рода, включая роскошную коллекцию живописных портретов, которой располагает ГИМ, убедит любого в том, что история государства Российского на самом деле много ярче и увлекательнее, нежели это выглядит на страницах школьных учебников.
Революционное знамя лейб-гвардии Павловского полка — наивный и романтический раритет Февраля 1917 года, обещавшего гармонию между народом и властью
P.S. Журналистам «Труда» удалось одними из первых посмотреть новую экспозицию благодаря программе Мостуризма «Москва закулисная». Это подразделение правительства Москвы намерено и впредь рассказывать через прессу о самых интересных столичных событиях и достопримечательностях.