Сегодня, когда даже в космос можно слетать по туристической путевке, осталось не так много профессий для настоящих романтиков. Действительно, кто еще, как не геолог, согласится уехать на несколько месяцев в глушь, где мобильные телефоны не работают, а об электронной почте и теплом клозете даже помыслить смешно?
Зато эта профессия подразумевает экспедиции в затерянные уголки страны, сплавы по буйным рекам, палатки, костры, песни под гитару. Так думают о геологах обыватели. А как по поводу романтики высказываются сами геологи?
Вице-президент российского геологического общества Евгений Фаррахов, участник программы "Послужной список":
- Профессия очень интересная, но непростая. Кроме решения своих прямых профессиональных задач геологи зачастую находят выход из самых сложных ситуаций. Иногда забрать больного или раненого геолога сложнее и дороже, чем космонавта с орбиты вернуть. И поэтому участники экспедиции владеют не только основами первой помощи, но и даже приемами парамедицины. Человек упал, повредил позвоночник, а ты знаешь, что его еще неделю на себе тащить, потому что помощи ждать неоткуда. Где тут романтика? Это тяжелая экстремальная работа.
Работа геолога начинается с изучения и сопоставления горных пород, взятых с поверхности земли, со дна моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка. Например, главная задача геологов в неф-тедобыче - обеспечить буровиков достоверной информацией о залежах нефти, дать рекомендации, где лучше всего начать работу. Геологи не имеют права на ошибку, ведь бурение только одной скважины обходится предприятию в миллионы рублей.
В начале 90-х годов наука практически не финансировалась, а бывшие выпускники геофаков переквалифицировались в предпринимателей, продавцов, учителей... Это было тяжелое время, когда конкурс на геофак по стране составлял всего 0,9 человека на место. Сейчас в ведущих вузах он держится в пределах 4,8 человека на место. Однако специалистов в геологии сильно беспокоит низкий процент выпускников вузов, устраивающихся на работу по специальности: кадры в геологии стареют, средний возраст геолога - уже больше 50 лет.
Олег, геолог из Москвы, участник программы "Послужной список":
- Геолог - вымирающая профессия. В 1991 году насчитывалось одних только специалистов (инженеров, техников) порядка 135 тысяч человек, сейчас - всего лишь несколько тысяч "стариков". Из 600 специализированных производственных объединений осталось только 30. На всю страну в этом году работало не более 700 буровых станков. Региональные, поисковые работы вести просто некому, а ведь это основа.
Небольшие штаты геологов в горнорудных компаниях занимаются не только изучением недр, но и обслуживанием хищной добычи и ростом дутой капитализации. Зарплаты - малоконкурентные. Нищие остатки геологической науки выживают на бюджете и подрядах тех же компаний. Кроме того, наша профессия подразумевает удаленность и бытовую неустроенность. Какая молодежь на это пойдет? Это серьезная, тяжелая, но очень интересная профессия, а не романтический клуб. Через пять-шесть лет работать будет физически некому. Вот о чем нужно говорить!
Среди студентов, которые приходят на практику, далеко не все остаются работать. Обычно отсев происходит после первой же внеуниверситетской практики, которой достаточно для того, чтобы понять, сможет ли человек работать в этой сфере.
В отраслевые научные институты принимают на работу с начальным окладом в 9-11 тысяч рублей. В строительных фирмах геолог может рассчитывать на 30-35 тысяч. Доходы сотрудников частных неф-тяных компаний и концернов колеблются в пределах 1-2 тысяч долларов в месяц.