Главная Культура 00:27 10 Сентября 2021 8051
В поисках советской Джоконды

В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная выдающемуся живописцу ХХ века Юрию Пименову

Елена Широян, искусствовед
Знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва». Фото: Russian Look, globallookpress.com

... Теплый солнечный день. Центр Москвы. Мимо Большого театра дама ведет кабриолет. Мы не видим ее лица — художник словно примостился позади, как на видео, фиксируя все, что проносится мимо: черные машины, красные трамваи, толчею пешеходов, бывший дворец Благородного собрания, ставший Домом Союзов и местом съездов ударников труда, высящееся скалой свежевыстроенное здание Госплана (где теперь Госдума)... Знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва» стала одним из символов эпохи, а в эти дни — центром выставки в Третьяковке, посвященной выдающемуся живописцу ХХ века.

Все на этом полотне немного размыто — струи только что прошедшего дождя сбили фокус, сообщив изображению импрессионистскую манеру без детальной прорисовки. Но мы различаем и две гвоздики на ветровом стекле, и цветочный принт платья водительницы, и модную в 30-е стрижку. Все так просто, безыскусно — и символично. Это ветер перемен взвихрил непокрытые каштановые волосы: отныне женщина свободна, она может даже сесть за руль авто — наглядная манифестация равноправия! Вокруг Москва, на глазах меняющая облик, и главное в ней не то, что мы видим, а то, что таится за горизонтом, куда едет машина.

Невольно вспоминаешь финальные кадры фильма «Светлый путь», где автомобиль с Орловой взмывает в облака. Однако картина Пименова ближе к реальности, естественнее бравурной киноленты Александрова. Не потому ли ощущаешь: пусть это миг давно ушедшей довоенной жизни, но холст созвучен и нам. По-летнему светел, несмотря на все противоречия эпохи. Может, еще и потому, что художник открыто связывает свои творческие поиски с образом женщины. Далеко позади осталось его увлечение героикой заводских цехов, так остро прозвучавшей в полотне «Даешь тяжелую индустрию!», что его в 1928 году показали на XVI биеннале в Венеции. А вскоре эта промверсия репинских «Бурлаков» попала в Третьяковку. Пименову не было и тридцати, он сам не знал, как вскоре «повернет стиль». И кто мог вообразить, что почти век спустя главный музей национального искусства будет гордиться, что в его собрании почти 140 работ Пименова, и держать ряд его полотен в постоянной экспозиции?

«Новая Москва» — одна из эмблем советской живописи. Даже если бы Пименов создал только эту картину, непременно вошел бы в историю искусства. Не раз ее возили за рубеж на престижные выставки: от Венецианской биеннале — 1956 до недавних мегапроектов «Коммунизм — фабрика мечты» во Франкфурте и «Россия!» в Нью-Йорке. Сейчас эта песнь о сбывшейся мечте — хит выставки, открывшей сезон в Третьяковской галерее.

Удивительно, но у лауреата Ленинской и Сталинских премий, народного художника и орденоносца до сих пор не было «персоналки» в Третьяковке. Нынешняя вобрала почти 60 лет его трудов и прослеживает искания мастера на примере 170 произведений, включая 85 картин. Помимо крупнейших столичных музеев и собрания Большого театра экспонаты прибыли из госмузеев и частных коллекций многих городов России, а также из Белоруссии и Латвии.

Те же московские дали с высотками, уже ставшими будничной реальностью, видны за окном в иной по настроению, нежели «Новая Москва», картине «Ожидание». С возрастом автор увлекся натюрмортами, часто яркими, привычно мажорными, реже — почти монохромными. Портреты современников сменялись зарисовками «мертвой натуры». Так возникла серия «Вещи людей». Сквозь них порой легче передать все грани мироощущения, не всегда пронизанного оптимизмом, а ведь пессимизм советским мастерам было велено держать при себе, не вынося на публику.

Это уже в 1959-м, в период оттепели, можно было касаться различных тем, и вид телефона со снятой, ждущей собеседника трубкой у окна, за которым расстилается пасмурная заснеженная Москва, будит целую гамму ассоциаций. А впрочем, мудрый живописец и здесь добавляет отсвет солнца, позолотивший подоконник... Отметим заодно излюбленные мотивы художника, называвшего себя реалистическим импрессионистом: дождь, туман, дороги, включая водные — реки и моря, а еще стекла, как и вообще прозрачность. И окна, и город в целом, и новостройки — все довольно зыбкое и динамичное, чуждое тяжеловесности и пресловутой стабильности, зато таящее потенциал художественных эффектов.

Может быть, именно способность радоваться жизни в снегопад и дождь, какой-то внутренний свет, отраженный его персонажами, и позволил Пименову органично вписаться в новую эпоху, стать в ней, в отличие от арт-генералов, вровень с молодыми авторами. Вновь он работает на стыке «формализма» и соцреализма, соединяя свои находки с приемами старых мастеров, выявляя дар тонкой стилизации. Кажется, будто хиты серии 1960-х «Новые кварталы» — «Лирическое новоселье» или «Свадьба на завтрашней улице» — написаны дерзким приверженцем «сурового стиля», а не убеленным сединами академиком.

Начав свой путь студентом легендарного ВХУТЕМАСа, учеником Владимира Фаворского и последователем немецкого экспрессионизма, Пименов окончил его как прижизненный классик, один из столпов соцреализма, каноны которого сам закладывал, но не следовал им фанатично. Кому-то покажется странным резкий переход от трагизма бытия, звучавшего в раннем холсте «Инвалиды войны», к мажорности, массово охватившей советское искусство и у многих натужно-конъюнктурной. Понять причины несложно («Жить стало лучше, жить стало веселее», и попробуй не согласиться), но не для такой искренней души, как Пименов. Однако все станет яснее, если прочитать хотя бы историю создания «Новой Москвы» под неусыпным оком оргкомитета выставки «Индустрия социализма». Нам и не представить, в какие тиски попадал советский художник, если хотел видеть свои картины не только в мастерской (да и мастерскую давали только членам творческих союзов). Тем ценнее, что и в таких условиях холсты, рисунки, плакаты Пименова излучают неподдельную радость жизни, восхищение новизной, артистизм вкупе с тонким вкусом, почти никогда не переходя грань «невыносимой легкости бытия».

Отдельный сюжет и нестандартный шаг кураторов — воссоздание утраченных работ Пименова. За солнечной его живописью скрыта настоящая драма: он не только кардинально переосмыслил свой ранний период, отказавшись от пластических и образных находок, но и старался вычеркнуть его из биографии и истории искусства. Поэтому в 1930-е уничтожил более десятка своих картин, даже тех, что уже находились в музеях. Договариваясь с хранителями, заменял прежние холсты такими, что лучше отвечали изменившейся стилистике эпохи. Восемь из этих живописных работ авторам выставки удалось воспроизвести на металле: к счастью, в 1920-е годы фотографии и репродукции работ Пименова публиковались в журналах и каталогах выставок.

А чтобы реконструировать монументальное полотно «Физкультурный парад», созданное бригадой Пименова для международной выставки 1939 года в Нью-Йорке, понадобилась целая мультимедийная инсталляция. И это тоже символично: произведение классика органично живет в самом современном из возможных воспроизведений.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?