Главная Культура 00:27 10 Сентября 2021 8122
В поисках советской Джоконды

В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная выдающемуся живописцу ХХ века Юрию Пименову

Елена Широян, искусствовед
Знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва». Фото: Russian Look, globallookpress.com

... Теплый солнечный день. Центр Москвы. Мимо Большого театра дама ведет кабриолет. Мы не видим ее лица — художник словно примостился позади, как на видео, фиксируя все, что проносится мимо: черные машины, красные трамваи, толчею пешеходов, бывший дворец Благородного собрания, ставший Домом Союзов и местом съездов ударников труда, высящееся скалой свежевыстроенное здание Госплана (где теперь Госдума)... Знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва» стала одним из символов эпохи, а в эти дни — центром выставки в Третьяковке, посвященной выдающемуся живописцу ХХ века.

Все на этом полотне немного размыто — струи только что прошедшего дождя сбили фокус, сообщив изображению импрессионистскую манеру без детальной прорисовки. Но мы различаем и две гвоздики на ветровом стекле, и цветочный принт платья водительницы, и модную в 30-е стрижку. Все так просто, безыскусно — и символично. Это ветер перемен взвихрил непокрытые каштановые волосы: отныне женщина свободна, она может даже сесть за руль авто — наглядная манифестация равноправия! Вокруг Москва, на глазах меняющая облик, и главное в ней не то, что мы видим, а то, что таится за горизонтом, куда едет машина.

Невольно вспоминаешь финальные кадры фильма «Светлый путь», где автомобиль с Орловой взмывает в облака. Однако картина Пименова ближе к реальности, естественнее бравурной киноленты Александрова. Не потому ли ощущаешь: пусть это миг давно ушедшей довоенной жизни, но холст созвучен и нам. По-летнему светел, несмотря на все противоречия эпохи. Может, еще и потому, что художник открыто связывает свои творческие поиски с образом женщины. Далеко позади осталось его увлечение героикой заводских цехов, так остро прозвучавшей в полотне «Даешь тяжелую индустрию!», что его в 1928 году показали на XVI биеннале в Венеции. А вскоре эта промверсия репинских «Бурлаков» попала в Третьяковку. Пименову не было и тридцати, он сам не знал, как вскоре «повернет стиль». И кто мог вообразить, что почти век спустя главный музей национального искусства будет гордиться, что в его собрании почти 140 работ Пименова, и держать ряд его полотен в постоянной экспозиции?

«Новая Москва» — одна из эмблем советской живописи. Даже если бы Пименов создал только эту картину, непременно вошел бы в историю искусства. Не раз ее возили за рубеж на престижные выставки: от Венецианской биеннале — 1956 до недавних мегапроектов «Коммунизм — фабрика мечты» во Франкфурте и «Россия!» в Нью-Йорке. Сейчас эта песнь о сбывшейся мечте — хит выставки, открывшей сезон в Третьяковской галерее.

Удивительно, но у лауреата Ленинской и Сталинских премий, народного художника и орденоносца до сих пор не было «персоналки» в Третьяковке. Нынешняя вобрала почти 60 лет его трудов и прослеживает искания мастера на примере 170 произведений, включая 85 картин. Помимо крупнейших столичных музеев и собрания Большого театра экспонаты прибыли из госмузеев и частных коллекций многих городов России, а также из Белоруссии и Латвии.

Те же московские дали с высотками, уже ставшими будничной реальностью, видны за окном в иной по настроению, нежели «Новая Москва», картине «Ожидание». С возрастом автор увлекся натюрмортами, часто яркими, привычно мажорными, реже — почти монохромными. Портреты современников сменялись зарисовками «мертвой натуры». Так возникла серия «Вещи людей». Сквозь них порой легче передать все грани мироощущения, не всегда пронизанного оптимизмом, а ведь пессимизм советским мастерам было велено держать при себе, не вынося на публику.

Это уже в 1959-м, в период оттепели, можно было касаться различных тем, и вид телефона со снятой, ждущей собеседника трубкой у окна, за которым расстилается пасмурная заснеженная Москва, будит целую гамму ассоциаций. А впрочем, мудрый живописец и здесь добавляет отсвет солнца, позолотивший подоконник... Отметим заодно излюбленные мотивы художника, называвшего себя реалистическим импрессионистом: дождь, туман, дороги, включая водные — реки и моря, а еще стекла, как и вообще прозрачность. И окна, и город в целом, и новостройки — все довольно зыбкое и динамичное, чуждое тяжеловесности и пресловутой стабильности, зато таящее потенциал художественных эффектов.

Может быть, именно способность радоваться жизни в снегопад и дождь, какой-то внутренний свет, отраженный его персонажами, и позволил Пименову органично вписаться в новую эпоху, стать в ней, в отличие от арт-генералов, вровень с молодыми авторами. Вновь он работает на стыке «формализма» и соцреализма, соединяя свои находки с приемами старых мастеров, выявляя дар тонкой стилизации. Кажется, будто хиты серии 1960-х «Новые кварталы» — «Лирическое новоселье» или «Свадьба на завтрашней улице» — написаны дерзким приверженцем «сурового стиля», а не убеленным сединами академиком.

Начав свой путь студентом легендарного ВХУТЕМАСа, учеником Владимира Фаворского и последователем немецкого экспрессионизма, Пименов окончил его как прижизненный классик, один из столпов соцреализма, каноны которого сам закладывал, но не следовал им фанатично. Кому-то покажется странным резкий переход от трагизма бытия, звучавшего в раннем холсте «Инвалиды войны», к мажорности, массово охватившей советское искусство и у многих натужно-конъюнктурной. Понять причины несложно («Жить стало лучше, жить стало веселее», и попробуй не согласиться), но не для такой искренней души, как Пименов. Однако все станет яснее, если прочитать хотя бы историю создания «Новой Москвы» под неусыпным оком оргкомитета выставки «Индустрия социализма». Нам и не представить, в какие тиски попадал советский художник, если хотел видеть свои картины не только в мастерской (да и мастерскую давали только членам творческих союзов). Тем ценнее, что и в таких условиях холсты, рисунки, плакаты Пименова излучают неподдельную радость жизни, восхищение новизной, артистизм вкупе с тонким вкусом, почти никогда не переходя грань «невыносимой легкости бытия».

Отдельный сюжет и нестандартный шаг кураторов — воссоздание утраченных работ Пименова. За солнечной его живописью скрыта настоящая драма: он не только кардинально переосмыслил свой ранний период, отказавшись от пластических и образных находок, но и старался вычеркнуть его из биографии и истории искусства. Поэтому в 1930-е уничтожил более десятка своих картин, даже тех, что уже находились в музеях. Договариваясь с хранителями, заменял прежние холсты такими, что лучше отвечали изменившейся стилистике эпохи. Восемь из этих живописных работ авторам выставки удалось воспроизвести на металле: к счастью, в 1920-е годы фотографии и репродукции работ Пименова публиковались в журналах и каталогах выставок.

А чтобы реконструировать монументальное полотно «Физкультурный парад», созданное бригадой Пименова для международной выставки 1939 года в Нью-Йорке, понадобилась целая мультимедийная инсталляция. И это тоже символично: произведение классика органично живет в самом современном из возможных воспроизведений.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5399
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4954
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...