Общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты в исправительных и воспитательных колониях ГУИН Минюста России положено иметь по закону. Однако правовые документы не обязывают начальников следственных изоляторов создавать аналогичные заведения в СИЗО. С другой стороны - никто не запрещает им, проявив инициативу, организовывать в изоляторах для несовершеннолетних, к примеру, те же учебно-консультационные пункты. Денег, правда, при наличии такого желания, из бюджета Управления исполнения наказаний не выделяется.
В прошлом году руководители Тульского СИЗО для несовершеннолетних на свой страх и риск решили создать при изоляторе УКП.
- При реализации задуманного, - вспоминает заместитель начальника СИЗО по воспитательной работе майор Олег Белянин, - нам очень помогли департамент образования областной администрации и различные частные фирмы. Мне пришлось объехать около 20 тульских общеобразовательных школ, собирая учебники и наглядные пособия. Все недостающее, а также тетради, карандаши, ручки купили на спонсорские деньги. В результате мы обзавелись всем необходимым для начала учебного года. УКП посещали около 50 находящихся под стражей юношей. 1 сентября в учебно-консультационном пункте нашего СИЗО начался второй учебный год.
Помещение для класса выбрали очень просто. Освободили одну из камер, сделали в ней ремонт, установили столы и стулья, повесили доску. Все изъявившие желание учиться занимаются в классе по одному часу в день. Два раза в неделю к ним приходят учителя из школы при Тульской исправительной колонии. В УКП они работают на общественных началах. Особенно активно помогает ребятам директор школы, заслуженный учитель России Лев Моисеенко. Он 30 лет проработал в школах уголовно-исполнительной системы.
Олег Белянин показал мне прописи для первого класса. Они заполнены 14 - 15-летними подростками, которые на свободе никогда не посещали школу. Попав за решетку, они не умели читать и писать. Освоили азы грамотности эти юноши в УКП. Так что в этом небольшом учебном заведении представлены все классы общеобразовательной школы: от первого до одиннадцатого.
17-летний Руслан находится в СИЗО уже третий год: так долго длится следствие по его делу. Весной он окончил восьмой класс, сейчас пошел в девятый. Если бы не открывшийся УКП, у многих несовершеннолетних задержанных получился бы очень большой перерыв в учебе. Потому главная задача учебно-консультационного пункта - как раз и не допустить появления такого пробела в получении знаний, после которого многие из подследственных, попав в колонию после оглашения приговора, уже не хотят учиться дальше.
Олег Белянин привел мне такой пример. Несколько лет назад к ним попал малолетний Антон. На свободе он успел окончить 6 классов. УКП тогда в СИЗО не было. В воспитательной колонии продолжать учебу Антон не захотел. Статья была "легкой". Освободился парень быстро. Попытался устроиться на работу, но его нигде не приняли. И не столько по причине наличия судимости, сколько из-за отсутствия хотя бы неполного среднего образования. Пошел Антон шататься по улицам с прежними дружками. И вот - он снова в СИЗО. Узнав о том, что теперь здесь открыт УКП, юноша сразу же попросил зачислить его в седьмой класс.
Многие молодые подследственные бросили школу задолго до того, как, совершив противоправное действие, попали в следственный изолятор. Сейчас они сожалеют о том, что, пойдя в свое время на поводу у дружков, совершили такой шаг. Говорят, что если бы не бросили школу, то судьба могла бы сложиться иначе. Они с удовольствием и надеждой посещают занятия, в камерах читают учебники, собираются продолжить образование в колониях.