Напротив городка Гороховец - через Клязьму - стоит монастырь. С трех сторон он окружен лесами да болотами, а с четвертой его отделяет от внешнего мира река. Единственная дорога сюда - по старому понтонному мосту.
Гостям монахини искренне обрадовались - редко кто заглядывает в эту глухомань. Матушка Раиса - настоятельница Свято-Знаменского женского монастыря - как заправский экскурсовод показала нам владения.
- Места здесь благостные. Кажется, их сам Бог хранит. Взять наш монастырь. Построен он был в ХVI веке. Сколько всего претерпел, а стоит, как встарь. Хотя во что превращено было святое место - словами не опишешь. Местный совхоз многие годы держал в храме овец да баранов. Навоз до окон доходил. И шарахались, говорят, от церкви люди, завидев в сумерках за стеклом рогатых чудищ. Все очистили, отмыли. Трудами да молитвами жизнь налаживается.
Хотя рабочие руки наперечет: всего-то 15 монахинь и послушниц - от 17 до 70 лет. Сами и красят, и пилят, и кирпичи носят. На зиму часть строительных работ приходится останавливать: понтонный мост через Клязьму служит только с мая по октябрь. Еще некоторое время можно лодкой пользоваться. Потом, пока крепкий лед на реке не встанет, стройматериалы уже не подвезешь. Правда, без дела тут все равно никто не сидит. Сестры даже пытаются заработать немного денег, изготавливая сувениры. Мы купили в монастыре детские наволочки, украшенные ангелочками, которые вышивает 70-летняя старица Зосима. Другие труды ей не под силу.
Ни газа, ни водопровода, ни телефона в обители нет. Правда, электричество из города подведено. Да мобильник - дань времени - постоянно находится при матушке Раисе. На этом связь с миром практически прерывается. По крайней мере - зимой. Тут ведь и хлеба купить негде. Но с этим-то можно справиться: монахини пекут блины, пироги - была бы мука. "А если кто, не дай Бог, заболеет - как врача вызвать?" - спрашиваем. "Никак. Вот у меня прошлой зимой зуб разболелся, флюс всю щеку раздул, - рассказывает матушка. - Замолила - боль и прошла".
Живут сестры натуральным хозяйством. Сами выращивают урожай, запасаются сеном, дровами. Им бы грузовичок да какую-нибудь сельхозтехнику... Хорошо, "жигуленком" разжились - все-таки транспорт. Одна из сестер мастерски его водит. Они бы и с трактором справились, да не на что купить.
У монастыря - семнадцать гектаров земельных угодий. Правда, в половодье большая часть оказывается затопленной, но сестры упорно их возделывают. Прошлым летом уродилось особенно много картофеля, лука, моркови. Тыквы вымахали - огромные! Ни сушить, ни хранить урожай негде - погреба еще не готовы были. Из-за этого приключился казус.
- Куда все разместить - думали мы, и надумали, - рассказывает с улыбкой матушка. - Разложили на полу в пустом еще храме - овощи горками, банки с вареньями-соленьями... И, как на грех, приезжает наш куратор из епархии. Боимся: пойдет храм смотреть, а там тыквы. Мы его в трапезной за стол усадили - потчуем, разговорами заговариваем. А он: "Хватит уж трапезничать, показывай, матушка, храм". Тут наш грех и открылся. Отчитал, конечно, да несердито...
Нынче есть уже на подворье куры, поросята, коровье мычание слышно. Молоко, творог, яйца, мясо - все свое, покупать не надо. А во время постов скоромные продукты монастырь продает горожанам. Деньги небольшие, но нелишние. Все идет на восстановление монастыря.
В будние дни в храме почти не бывает прихожан, но в большие праздники крохотный придел, где временно ведутся службы, набивается верующими - до сорока человек. Тесно. "Очень хочется, чтобы поскорее началась служба в самом соборе", - признается матушка Раиса. Хотя сделано немало: гулкий зал ослепляет свежей побелкой, уже подвешено старинное паникадило, начищенное руками монахинь до золотого блеска, - дар одного из подмосковных монастырей. "Осталось пол настлать да иконостас образами украсить. Это первостепенная задача. Остальное, Бог даст, потом сделаем", - планирует матушка.
Заветная мечта монастырских обитателей - стационарный мост через Клязьму. Этот-то на ладан дышит: пройдет по нему пара тяжелых машин - и нужно воду откачивать из прогнивших понтонов. Матушка Раиса уже присмотрела подходящий мост под Муромом, но стоит он больше 2 миллионов рублей. Сумма по местным меркам - космическая. Ни гороховецкой администрации, ни тем более монастырю - не по карману. А все равно матушка надеется, что с Божьей помощью мост встанет через реку. Свет не без добрых людей.