90 лет назад советские власти национализировали Путиловский завод и переименовали в «Красный путиловец». А после убийства Кирова имя русского промышленника было вовсе вычеркнуто из названия предприятия. Хотя именно Путилов на месте кустарных мастерских создал знаменитый завод, который спас столицу от врага, а российские железные дороги — от лютого мороза.
Крымская война в 1854 году была почти проиграна. Черноморский флот затоплен у входа в Севастопольскую бухту. И теперь уже перед самым Кронштадтом крейсирует англо-французская эскадра. Надо что-то срочно делать, чтобы отвести угрозу от города на Неве. Спасителем царя и Отечества стал некто Николай Путилов, чиновник по особым поручениям Морского министерства.
Загадка для адмирала
К 34 годам Путилов успел попробовать силы в качестве преподавателя Морского корпуса, военного инженера, сотрудника кораблестроительного департамента. Осенью Николая Путилова вызывают во дворец великого князя Константина Николаевича, курировавшего флот, он получает высочайшее повеление срочно организовать для обороны Кронштадта постройку 80 боевых кораблей для новой флотилии. Это должны быть быстроходные суда нового поколения — винтовые канонерки, корветы и клиперы, способные свободно крейсировать по мелководному Финскому заливу и вооруженные орудиями малого и среднего калибра.
Как выполнить невыполнимую миссию? Завода, который был бы в состоянии справиться с задачей такого масштаба, просто нет. А если объединить десятки небольших судостроительных и железоделательных предприятий в одно целое? И использовать не подневольный труд крепостных, а платить наемным работникам наличными. Великий князь обещал начинающему промышленнику в тратах себя не стеснять...
Спустя годы французский адмирал Пэно писал в мемуарах: «Паровые канонерки, невероятно быстро построенные русскими, совершенно изменили наше положение, и флоту пришлось уйти от Петербурга. Но как им удалось это сделать, остается загадкой».
Сообщество российских предпринимателей преподнесло Николаю Путилову серебряный венок. На каждом его листке были выгравированы название корабля и имя подрядчика. К венку прилагалась грамота: «В 1854 году мы, заводчики, не сознавали возможности изготовить за такой короткий срок канонерскую флотилию. Но Николай Иванович Путилов... принял дело и исполнил его на удивление всем».
Броня крепка, и рельсы наши быстры
Осенью 1857 года Путилов подает в отставку. Он полон новых планов. Для кораблей нужна броня особой прочности. Благодаря поддержке великого князя Путилов получает кредит от Морского министерства и строит три металлургических завода в Финляндии, на окраине Российской империи. И начинает выплавлять в год до 400 тысяч пудов чугуна и до 200 тысяч тонн железа и стали.
А на Урале молодой полковник корпуса горных инженеров Обухов создал металл, превосходящий знаменитую сталь немца Круппа. Обухов безуспешно пытался достучаться со своим изобретением до столичных чиновников, пока судьба не свела его с Путиловым. Используя свои связи, тот получает из казны огромный (2 млн рублей!) кредит. Под новый проект бесплатно выделяется участок земли под Петербургом. Там начинает строиться знаменитый сталелитейный завод, названный Обуховским.
Суровая зима
Экзамен принимал лично великий князь. Чугунную болванку весом 32 пуда с высоты сбросили на путиловский рельс, который даже не погнулся. Зато английский рельс от удара треснул. После испытаний прямо в цехах накрыли столы для инженеров и рабочих.
Порт для столицы
Неугомонный предприниматель загорелся очередной идеей. Мелководный Финский залив не пропускал торговые суда — их разгружали в Кронштадте, и на баржах доставляли грузы в столицу. Путилов задумывает создать рядом с заводом торговый порт, соединить его глубоководным каналом с Кронштадтской гаванью, а также протянуть железнодорожную ветку. Грандиозное начинание встречено благосклонно: царь Александр II лично обещает кредит из казны в размере 20 млн рублей. Но...
Поверив обещанию императора, Путилов вкладывает собственные деньги в проект. К будущему порту подвели железнодорожную ветку, начали строить канал. Но тут спохватились владельцы пристаней и барж. История умалчивает, сколько подношений от них получили корыстолюбивые чиновники, но из обещанных средств казна выделила только 2 млн. И стройка остановилась. Заказы аннулированы. Прошения о новых займах остаются без ответа. Долги растут. Путилов сокращает персонал, задерживает выплаты. Над его предприятиями назначают государственную опеку. Но Путилов не сдается, продает свою долю в Обуховском заводе и расплачивается с самыми настырными кредиторами.
Он верил, что доведет дело до конца, как это бывало всегда. Увы, сердце не выдержало: 18 апреля 1880 года Путилова не стало. Он завещал похоронить себя в часовне на дамбе еще недостроенного Морского канала. Когда Александру II представили сей документ, царь начертал на нем: «Если бы Путилов завещал себя похоронить в Петропавловском соборе, я и на это согласился бы».
Путилова отпевали в Никольском соборе, где прощались с морскими офицерами. Гроб рабочие завода несли на руках 20 километров, сопровождаемые огромной толпой.
Вместо послесловия
В 1885 году был торжественно открыт Морской канал, и начал принимать суда Петербургский торговый порт. В 1907 году прах Николая Ивановича Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен под алтарем в новой церкви Святого Николая Чудотворца и Царицы Александры при Путиловском заводе.
В советское время в церкви разместился Кировский райпромкомбинат. Алтарь был снесен. Под ним нашли два гроба, которые сожгли в местной котельной...