РЫБАКИ И ДОМИНОШНИКИ
Каждый пятый мужчина хочет в отпуске рыбачить. И рыбачит, потому что берега озер Валдай, Селигер, Можайского, Рыбинского,и прочих водохранилищ и озер плотно поделены на урочища палаток. Небольшая мзда местной власти делает отдых законным, а компания - веселым. Если нет аллергии на комариные укусы и апатии к средней полосе.
В противном случае выход - юг. Однако, по данным ВЦИОМ, больше половины граждан в состоянии потратить на отпуск не более 500 долларов на человека. С такими деньгами в Крыму можно рассчитывать разве на Евпаторию или Феодосию, а в Краснодарском крае вообще делать нечего. Под лозунгом подготовки к Олимпиаде 2014 года краснодарские курорты взвинтили цены. Средний двухнедельный отдых на двоих стоит теперь от полутора тысяч долларов, не считая дороги. Сервис же и в Крыму и в Краснодарском крае оставляет желать много лучшего, пляжи переполнены, побережье поделено и обнесено заборами - не пройти. Да и море не самое привлекательное. Пример - на черногорских курортах видимость под водой 50 - 55 метров, а в Черном море она в спокойные дни едва достигает 10.
Итог - русское Черноморское побережье собираются посетить 7% россиян (Левада-Центр), а в Крым отправится чуть более процента. Столько же, около 1 процента, поедут в Прибалтику. 16% (РОМИР-Мониторинг) не знают, поедут ли в отпуск в этом году и куда. Около 8% вообще не смогут отдохнуть по различным причинам. Еще порядка 20% вообще никуда не поедут и проведут отпуск дома. В двух третьих случаев из-за отсутствия лишних денег. В основном это люди с низким уровнем дохода, предпенсионного возраста и жители сельской местности. Женщины будут заниматься домашними делами, а мужчины, по всей видимости, забивать "рыбу", на этот раз в домино.
ВСЕ ВЫШЕ И ГЛУБЖЕ
Первое место с конца заняли экскурсии во время отпуска (3% респондентов). А вот организованный экстремальный и экологический туризм в России, вслед за Европой, круто набирает обороты. По мнению экспертов, до 8% наших людей в возрасте от 18 до 50 лет предпочитают во время отпуска уходить подальше от цивилизации, на север или в горы, с каяком, альпенштоком или велосипедом. В основном это представители среднего класса. Реже - богатые люди. Наиболее востребованные локации четыре: Алтайские горы, Камчатка, Карелия, Байкал.
- Стремительно растут ряды любителей рафтинга, - говорит "Труду" генеральный директор туристического агентства в Москве Ольга Панкова. - Это спуск по реке с порогами на специальной лодке - рафте. Не обязательно быть профессионалом, есть маршруты для новичков. В стоимость тура входит все снаряжение, инструкторы, организованные места для стоянок и прочее. В Карелию мы все чаще отправляем группы на выходные, то есть ночь туда, суббота и воскресенье там, ночь с воскресенья на понедельник обратно. Такие туры заказывают корпоративные клиенты.
Второй по популярности - горный, он же экологический туризм. То есть поход по диким низинам, горам и перевалам. Пешком или на лошадях (обычно часть маршрута пешком и часть на лошадях). Также по отработанному маршруту с инструктором.
Далее идут виды экстремального отдыха, требующие особых качеств и больших вложений. Например, мечта любого дайвера- погружение возле Галапагосских островов обойдется до 10 тысяч долларов на человека, не считая снаряжения. А чтобы прыгнуть с парашютом с водопада или вскарабкаться на Эльбрус, мало денег, надо иметь хорошую физическую подготовку и мужество.
Стоимость экстремальных туров в Москве от 3 до 70 тысяч рублей. Продолжительность - от выходных дней до двух недель. Самые длинные туры организуются на Камчатку, чтобы как-то оправдать стоимость перелета - от 50 тысяч рублей на человека туда и обратно.
Поскольку активные апологеты экстремального туризма часто молодые люди и интеллигенция, деньги они экономят. Сэкономить до 15 - 20% на туре можно, если заказать его не в своем городе, а по интернету или телефону в непосредственной близости от маршрута, например в Барнауле или Иркутске.
Для тех же, кто нуждается в компании для покорения Гималаев, Бермудского треугольника или Южного полюса, существует ряд страничек в интернете, вроде rusadventures, где старожилы делятся впечатлениями и маршрутами, подбираются компании для путешествий, восхождений и погружений.
Танцы и ужин с дрескодом
Около 6% россиян во время отпуска путешествуют по другим городам и весям страны, и всего только 2% (в Москве и Питере - 5%) выезжают на отдых за границу в дальнее зарубежье.
Из заграничных отдыхающих 46% устремляются в Турцию (данные компании "ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ"), 11% - в Египет, 7% в Грецию, порядка по 5% - в Испанию, Хорватию и Тунис. Некогда особенно близкая Болгария получает 4,1% выездных россиян, чуть больше 2% достаются Кипру, Черногории и Италии. Остальные десятки стран, куда ступает нога нашего человека, получают меньше 1% российских отдыхающих - от 0,94% Таиланд, до 0,01% Сингапур.
Любопытно, что туры в Турцию в последние четыре года вышли из категории "эконом". Средняя цена теперь 1200 - 1500 долларов в неделю на человека по системе "все включено". Стоимость Греции и Испании при прочих равных теперь даже ниже, чем в Турции. И дело не только в безвизовом режиме. Поехать отдыхать именно в Турцию хотят не только россияне. Так, туроператоры Германии в этом году закупают на 40% больше турецкого отдыха, чем в прошлом. Чем же так притягивают туристов турки?
- Сервисом, комфортом и хорошим спектром услуг и предложений, - отвечает "Труду" директор одного из крупнейших туроператоров по Турции Анна Подгорная. - Хотите уединенный тихий отель, 8 кортов, детскую группу с воспитателем и конные прогулки? Или хотите ужин с дресс-кодом, однодневную экскурсию в Израиль, дайвинг и танцы всю ночь? Турки сделают именно то, что вы хотите.
Сейчас манера заказа тура нашими отдыхающими в корне поменялась. Как отмечает Анна Подгорная, почти никто уже не говорит: "Хочу отдохнуть на 300, 400 или 800 долларов". Люди заказывают: песок или гальку, лес или пустыню, хорошее питание, конюшню, английский и няню для детей, тренажерные залы, близкий дайвинг, отели пять звезд - всего до 100 пунктов. Оператор анализирует заказ и делает предложение. Турция, показывает опыт, чаще всего предлагает именно то, что необходимо отдыхающим, и еще немного сверху.
Сверху, по мнению Анны Подгорной, оказываются отели: "Кремлин" с номером "мавзолей"; "Титаник" и прочие элементы релаксационного постмодерна. Нам же в это время кажется, что уводить вопрос цены отдыха на третий план в стране, где только 2% населения может выехать за рубеж, выгодно тем, кто продает путевки, излишне чопорно и непорядочно.
В конце концов какая разница, где запастись загаром, тонусом и поесть свежей рыбы - в Тунисе или на Валдае? Главное - все же запастись. И если получать на обед рыбу, то не обязательно морскую. Ничуть не хуже речная, пойманная собственными руками.