В информационном потоке много новостей, вызывающих у граждан тревожное настроение. Но случаются и приятные моменты. Так, наш добрый народ испытал чувство глубокого удовлетворения, узнав, что дети российской элиты вынуждены покинуть всякие там Оксфорды и вернуться в родные пенаты. А тут еще отмена Болонской системы, признанной архивредной. Захотелось услышать на этот счет мнение молодых, кого перемены непосредственно и касаются. Рука потянулась к пульту телевизора...
Нет, мы, разумеется, не рассчитывали увидеть репортажи из столичных аэропортов, где чиновники, депутаты и толстосумы приветственно машут рукой своим репатриированным мажорам. Во-первых, кто они такие, чтобы встречать их с камерами федеральных каналов?! Не олимпийские чемпионы же. А во-вторых, не факт, что кто-то вернулся. Может, у них помимо российского давным-давно есть и другое гражданство, более полезное с точки зрения родителей.
А вот про отмену Болонской системы на ТВ говорили много, подробно и на всех кнопках, где есть хоть какая-то общественно значимая составляющая. Спикеры из «ящика» оказались чуть ли не единодушными в осуждении этого самого «болоньеза». Мол, навязан он был исключительно для откачивания русских мозгов на Запад. И вообще никакой от него пользы, кроме вреда. Так, общие слова. Главная же проблема в следующем: вопрос в эфире обсуждали не те, кого он непосредственно касается, — не старшеклассники, не свежеиспеченные выпускники и не студенты. А в лучшем случае ученые, ректоры вузов, но по большей части знакомые до зевоты аналитики из «Вечеров» Соловьева, «60 минут» Скабеевой. То есть господа, одинаково хорошо разбирающиеся в международной политике, военном деле, экономике, истории, психологии, извращенцах всех мастей. Ну и, соответственно, в проблемах молодежи. Это правильно, это по-нашему. Когда-то возрастные дяди в галстуках решили, что подрастающему поколению позарез нужна Болонская система. Теперь вот передумали. Зла не хватает.
Но надежду, что все-таки удастся услышать диалог поколений, оставляли анонсы программ «Сегодня вечером» и «Звезды сошлись», обещавшие участие знаменитостей и их отпрысков.
На самом деле шоу «Первого» упомянуто, что называется, до кучи. От него изначально ждать было нечего. Сугубо развлекательное, избегающее любых серьезных тем еще при прежнем ведущем — Максиме Галкине, теперь оно превратилось просто-таки в сироп. Ходили разговоры, что руководство канала долго искало замену опальному пародисту, но выбор в пользу Николая Цискаридзе вызывает недоумение. Уж он на экране такой сладкий и жеманный, и речи его столь полны патоки, что и сами программы получаются такими же. В установку проекта на елейность как нельзя лучше вписался и предпоследний выпуск, где всякие знаменитости делились рецептами своих коронных блюд. И последний — про звездных родителей и их детей. Тут яблони и яблоки наперебой хвалили таланты друг друга. И вот итог: год назад, при Галкине, в топ-100 лучших программ недели «Сегодня вечером» занимала 24-е место, сегодня — 84-е (данные компании «Медиаскоп»).
Шоу «Звезды сошлись» на НТВ поначалу развивалось по тому же сценарию. Старшее и младшее поколения обменивались комплиментами и милыми «обидками», типа «я хотел, чтобы сын пошел по спортивному пути, а он поступил в Высшую школу экономики» (отец и сын Губерниевы). Правда, комментатор коснулся и злобы дня: «Юному поколению надо объяснять, что санкции когда-нибудь потеряют силу, и наши спортсмены смогут вновь выступать на международных аренах, а потому нельзя терять форму. Надо учиться здесь и сейчас». Примерно так.
Ближе к середине разговор все же непосредственно дошел до актуальных проблем, упомянутых нами в начале. Дочка Даны Борисовой сказала, что ее опыт обучения в Англии был полезен с точки зрения языковой практики. Но мама тут же заявила, что отправлять туда Полину больше не намерена. И не только в силу отсутствия достаточного количества средств, но еще и потому, что теперь нельзя быть уверенной, вернется ли назад девочка, а не мальчик. Сын Яны Поплавской Никита, учившийся на курсах английского в США и живший там в семье, уже через месяц запросился домой. Доконало отсутствие душевности и открытости в американцах.
А вот телеведущей и актрисе Алле Довлатовой напрямую задали вопрос о Болонской системе, на которую как на ненужную и вредную она тут же и обрушилась. Поток ее гнева прервал Губерниев-старший: «А давайте спросим Мишу, как он к ней относится». То есть наконец-то слово было предоставлено тому, кого вся эта чехарда непосредственно касается. «А что? Мне кажется, в этой системе есть польза, — ответил Губерниев-младщий. — Можно сначала у нас, а потом за границей поучиться. Мир узнать». Такие слова вызвали у Довлатовой раздражение, она почему-то обрушилась на Англию, которая веками стремилась уничтожить Россию. Отец счел необходимым заступиться за сына. По его мнению, пресловутая система все же открывала перед простыми ребятами перспективы, которые без нее были доступны только детям элиты.
Видимо, посчитав, что спор по решению, принятому наверху, неуместен, рулящие программой Кудрявцева и Привольнов перевели разговор на всякую звездную милоту. Вот и все.
И в заключение — пара красноречивых цифр. ВЦИОМ на днях задал вопрос: «Вас беспокоят или не беспокоят попытки западных стран исключить, отменить российскую культуру, изъять ее из публичного пространства?» Среди респондентов в возрасте 18-24 лишь 11% «очень обеспокоены», а «совершенно не обеспокоены» 20%. Это к вопросу о том, насколько власть, которая посредством ТВ трубит о посягательствах на Достоевского и Толстого, понимает молодежь, за которую принимает решения.