Главная Культура 01:15 10 Июня 2022 7673
Не признаю слова «невозможно»

Разговор со счастливым человеком Иосифом Райхельгаузом накануне его 75-летия

Анна Чепурнова
Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Выходец из простой одесской семьи (отец — водитель, мама — стенографистка), он сумел покорить столицу и 33 года назад основал театр, считающийся сейчас в Москве одним из ведущих, — «Школу современной пьесы». Преподает в ГИТИСе, ставит спектакли, в знаменитых вузах читает лекции, пишет книги. А на днях Иосиф Райхельгауз представил премьеру в своем театре под названием «Ангелы вышли покурить».

— Часто ли в вашей жизни ангелы «выходили покурить», оставляя вас один на один с обстоятельствами?

— Понимаю, что в устройстве Вселенной есть нечто разумное, но постигнуть этого нам не дано. И все-таки я убежден, что не Бог, а человек — автор своей судьбы. Каждый из нас достоин той жизни, которую ведет: квартиры, зарплаты, мужа, жены, детей: Был такой момент, когда врачи объявили, что жить мне осталось полтора-два месяца. Я оказался в израильской клинике. Меня резали пять раз, я много дней лежал без сознания. Но прошло уже более пяти лет, меня периодически проверяют и говорят, что признаков болезни нет. Я все это описал в документальной повести «Протоколы сионских медсестер».

— Может ли театр что-то изменить к лучшему в обществе?

— Конечно. Для меня, например, перестройка и 90-е — счастливейшее время в истории нашей страны. Увы, оно уже далеко позади. Но своим возникновением тот период во многом обязан Театру на Таганке Юрия Любимова, «Современнику» Олега Ефремова, БДТ Георгия Товстоногова: Вообще русская театральная культура до сих пор переживала взлет, она на самых передовых мировых позициях. И печально, что сегодня дана установка на борьбу с ее носителями, страну покидают выдающиеся люди. Проигрываем от этого все мы. Сотрудничать с выдающимся режиссером Римасом Туминасом почтут за честь лучшие театры мира. Точно так же, как они уже не одно десятилетие работают с моим другом и однокурсником Анатолием Васильевым, которого лишили театра на Сретенке...

А страна у нас очень талантливая — я много лет преподаю в ГИТИСе, и в каждом наборе молодые люди все одареннее.

— Какие спектакли вы бы назвали поворотными в своем творчестве?

— Две мои постановки в «Современнике» в начале 70-х: «Из записок Лопатина» и «А поутру они проснулись» — я был первым, кто сочинил спектакль по этой шукшинской вещи, уже после этого ее стали инсценировать сотни театров СССР. Приведу в этом ряду и постановку по пьесе Семена Злотникова «Сцены у фонтана» в Театре на Таганке. К сожалению, ее сразу же запретили, и зрители спектакль не увидели. Я там впервые попробовал совместить разные жанры: психологическую драму, эксцентрику, оперу, балет, клоунаду. Потом повторил этот опыт в «А чой-то ты во фраке?» в «Школе современной пьесы».

Мог бы назвать вам еще четыре-пять принципиально важных из более чем сотни моих спектаклей. Из последних мне особенно дорога постановка «Фаина. Эшелон» по дневниковым записям моей мамы. Оформляла спектакль ее внучка и моя дочь Мария Трегубова, признанный сценограф. Горжусь, что ей еще нет 40 лет, а она в этом году уже набирает аспирантов в ГИТИСе. Маму в «Эшелоне» играет Елена Санаева, в финале плачут все зрители, и я вместе с ними.

— Марк Захаров говорил: «Не поворачивайтесь к актерам спиной: могут загрызть, а потом будут искренне рыдать над бездыханным телом». Вы с этим согласны?

— Нет, хотя очень уважаю Марка Анатольевича. У «Школы современной пьесы» уникальная труппа. Она не очень многочисленна — в других театрах в три-четыре раза больше артистов, зато большая часть труппы — мои друзья. Это народные артистки Елена Санаева и моя однокурсница Ирочка Алферова, Таня Веденеева, тоже учившаяся в ГИТИСе, правда, несколькими курсами младше, тогда я за ней, что называется, бегал: И, конечно, Таня Васильева, Саша Галибин, Юра Чернов, Володя Шульга. В следующем году у меня выпуск в ГИТИСе, и я опять кого-то возьму к себе в театр, который уже сейчас — сливки всех мастерских.

— СМИ писали о ваших конфликтах с Татьяной Васильевой и Маратом Башаровым. Это правда?

— Поясню. Башаров — очень хороший артист. Главную роль в спектакле «Ангелы вышли покурить» я начинал репетировать именно с ним. А потом в феврале театр отправился на гастроли на Кипр, и Башаров почему-то на них не приехал, тем самым здорово нас подставив. За это тягчайшее производственное преступление я Марата уволил, после чего мы с ним ни разу не встречались и не разговаривали.

Что касается Тани Васильевой, то она моя подруга, очень талантливая, мы с ней и спектаклей много сделали, и творческие вечера проводили. На какие-то темы у нас разные взгляды, но мы с Таней сейчас нормально общаемся, на днях она просила меня найти для нее новую пьесу.

— Больно, когда актеры уходят из театра? Вот как, например, Любовь Полищук?

— Люба — выдающаяся актриса, вместе со мной и Альбертом Филозовым бывшая среди создателей «Школы современной пьесы». Театр она покинула незадолго до смерти, ей было уже тяжело играть. Чтобы Люба могла набраться сил перед танцами во втором акте спектакля «А чой-то ты во фраке?», мы делали антракты длиннее.

— Про дочь, Марию Трегубову, вы уже рассказали. А еще у вас известные ученики-режиссеры Денис Азаров, Марат Гацалов... Поделитесь секретами воспитания талантов.

— Просто думаю, что молодые люди всегда правы. Не нужно заставлять их понимать вас — нужно попытаться понять их. Что такое воспитывать детей, не совсем понимаю, но стараюсь проводить с ними как можно больше времени. Сейчас у дочки Маши растет моя внучка Соня, ей семь лет. Мы сотрудничаем в журнале «Русский пионер»: я пишу статьи, а она рисует к ним картинки. И общаюсь я с ней так же, как с ее папой Алексеем Трегубовым — главным художником моего театра. Думаю, что детей воспитывает пример их родителей. Мои дочери смотрели, как я работаю, видели, как живет их мама — очень духовный человек. Она часто ходит в храм, и дети вслед за ней тоже.

— Какая у вас самая счастливая черта характера?

— Оптимизм. Я всегда верил, что смогу сделать будущее светлым, и вел окружающих за собой. На меня рассчитывало огромное количество людей. Я не признаю слова «невозможно», это знают моя семья, ученики и соратники в театре. Конечно, если говорить о моей жизни в целом, мне грех жаловаться. Практически все, о чем я мечтал когда-то, осуществилось. Правда, сейчас мой оптимизм, наверное, впервые в жизни подвергся серьезному испытанию. Трагические события последних месяцев пугают, путают планы. Понимаю, что уже многого в жизни не смогу и не успею. Например, увидеть какие-то чудесные уголки мира, хотя объездил более 80 стран. Очень хочу снять кино о своей юности, но съемки должны проходить в Одессе, а значит, вряд ли я и это успею. Да и главный мост моего детства — через реку Днестр, там, где она впадает в Черное море, недавно разбомбили...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5402
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4969
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...