Главная Культура 00:17 10 Июня 2020 1261
Атлантида продолжает притягивать

Писатель Роман Сенчин - о деревенской прозе в пору самоизоляции

Дарья Ефремова
Фото с сайта culture.ru

Автор «Ёлтышевых» и «Зоны затопления», лауреат «Ясной Поляны» и «Большой книги» Роман Сенчин выпустил новый сборник «Петля» о трудностях и преимуществах жизни в изоляции, о притягательности и «идиотизме» деревенского существования, о вечной борьбе нашего «внутреннего подростка» с косностью внешних условий.

— Роман, неологизм «самоизоляция» в последние два с половиной месяца прочно вошел в нашу языковую практику, Вы же эти обстоятельства будто предсказали: в сборнике «Дождь в Париже» герой, отправившийся в турпоездку во Францию, вдруг почему-то запирается на несколько суток в номере, чтобы побыть наедине с собой. Персонажу новой книги, журналисту Антону из заглавной повести нового сборника, приходится «самоизолироваться» еще радикальнее — он вынужден ин-сце-нировать собственную смерть.

— Самоизоляция двух этих персонажей, как вы верно заметили, совершенно разная, хотя в обоих случаях вынужденная. Если герой «Дождя в Париже» знает, что вот сейчас сядет в самолет, вернется домой, пойдет на работу и продолжит прежнюю жизнь, то персонажу «Петли» вряд ли все это доступно: он вынужден пребывать в чужой стране, где у него нет никаких прав и возможностей и откуда его в любой момент могут вышвырнуть. Единственное, что ему остается, — сидеть в соцсетях и продолжать строчить свои текстики.

— В похожих условиях этой весной оказались люди по всему миру. Одни спокойно это переживали и даже извлекали какую-то пользу, другим пришлось непросто. По-вашему, полезны подобные паузы или не очень?

— И да и нет. Конечно, получить передышку в бесконечной жизненной гонке, чтобы осознать свои успехи и ошибки, — благо. Но как быть огромному числу людей, которые живут на то, что заработали именно сегодня, и для них даже неделя простоя — катастрофа? Имею в виду актеров, аниматоров, официантов — широчайший круг занятий. Знаю точно: призывать их к медитации, аутотренингу и просветляющему чтению мудрых книг слишком похоже на издевательство. С пустым желудком и отсутствием перспектив не очень самосовершенствуешься.

— Прототипом для «Петли» стал журналист Аркадий Бабченко. Не опасались критики за обращение к столь скандальному персонажу?

— Аркадий мне интересен. Я с ним знаком, видел, как Бабченко становился настоящим писателем, как писать бросил и сделался журналистом, потом блогером. Как его борьба с режимом переросла в борьбу с народом. Ведь его принцип — если вы живете при недостойной власти, то и сами недостойны жить, поэтому горите в пожарах, тоните в выгребных ямах — чудовищен. И этот принцип довел его до нынешнего состояния. Он никому не нужен, кроме, наверное, матери, жены и дочки, забился в комнатке и просит денег через социальные сети... Некоторые упрекнули меня за сочувствие к герою повести. Ну а как же без сочувствия даже к злодеям, если ты о них пишешь? Другое дело, что это скорее сочувствие к трупу, чем к живому человеку. Впрочем, теоретически не исключено, что прототип когда-нибудь въедет в Россию на танке, как он мечтает. Тогда попытаюсь бросить в этот танк коктейль Молотова...

— Вас называют продолжателем традиции «деревенщиков», преемником Распутина и Белова. Создание «Зоны затопления», говорят, благословил сам автор «Прощания с Матерой». Как это было?

— Водохранилище Богучанской ГЭС затопило один из последних островков сибирской деревенской цивилизации. Кежмари — особая людская общность, со своим укладом, традициями, говором. Этот район находился далеко от больших городов, поэтому современная культура его жителей не поглотила. Но вот пришло время, и кежмарей распылили по городкам и поселкам Красноярского края и Хакасии. Общность перестала существовать. А земля эта мне знакома, я разговаривал с переселенцами оттуда, истории и сюжеты накапливались и в конце концов потребовали от меня попытки превратить их в прозу. Валентин Григорьевич не то чтобы эту попытку благословил. Я уже вовсю писал «Зону затопления», некоторые главы были опубликованы в журналах, но уверенности, что занимаюсь важным делом, не было. В литературе есть понятие — тема закрыта. Например, после публикации «Стройбата» Сергея Каледина говорить об армии на несколько лет стало странно — что нового ты можешь сказать? «Прощание с Матерой» — великая повесть. И я понимал, что мою книгу воспримут как ее повтор. Так и случилось — многие критики, особенно московские, с ухмылкой говорили: ремейк, оммаж. А вот в Красноярске благодарили, выстраивались в очереди в книжных магазинах. Распутин же, сказав мне, что про людей, которых выселяют с родной земли, надо писать и после «Матеры», укрепил меня. Это значило, что тема не закрыта.

— Как относитесь к распространенному утверждению, что «деревенщики»-де устарели?

— «Деревенщики» затронули в читателях очень важный нерв, который продолжает вибрировать и мешает нам окаменеть. Так или иначе — в первом поколении или в десятом — мы все родом из цивилизации деревни, она нам близка, пусть даже на бессознательном уровне. И сейчас многие сугубые горожане знают, что в случае чего есть загородный дом, земля, физический труд. А в последние недели эти настроения, понятно, еще усилились. И как читали Распутина, Белова, Шукшина с увлечением и болью, так и до сих пор читают, в том числе молодежь... Даже на фоне гудящих человейников за окном, которым мы все вроде бы принадлежим, утонувшая Атлантида продолжает волновать людей.

— Вы говорили в одном интервью, что главная задача литературы не морализаторство, а честное и, конечно, талантливое отображение происходящего. «Для меня литература, прежде всего, документ. Художественность, талант автора делает этот документ бесценным». Так что же, книги не должны ничему учить — только рассказывать?

— Позвольте напомнить, в том же тексте я говорил, что главная функция литературы — развлекать. В чем не вижу противоречия с задачей документальности. Поскольку развлекать, считаю, лучше всего именно честным отображением происходящего. Неслучайно такой популярностью пользуются дневники, мемуары или их имитации. Но только те, что хорошо написаны. Книги, где морализаторство на виду, как правило, недолговечны. Люди определенного отрезка времени могут ими зачитываться, но следующие поколения выбросят их на свалку. Некоторые литераторы, например, Диккенс, поступают хитрее: мораль оставляют на последние страницы. Так и «Воскресение» Толстого построено, и «Преступление и наказание» Достоевского. Книга, несомненно, должна учить. Но скорее не тому, как надо, а как не надо. Предупреждать. Грубо говоря: даже если голодаешь, не убивай того, у кого нечестно нажитые деньги. Увеличением количества зла со злом не поборешься. Может, все-таки еще раз попробовать заработать самому?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5431
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5026
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...