В минувшее воскресенье, 7 июня, «Первый» устроил вечер, посвященный 20-летию культового фильма Алексея Балабанова. Сначала показали документалку про Сергея Бодрова, потом обоих «Братьев». Но завершился телемарафон неожиданно. Все прекрасно помнят, что в самом финале второй части нынешнего юбиляра, когда Данила Багров вместе с Мэрилин улетают на родину и «мальчик» пошел за водочкой, начинает звучать песня «Гуд бай, Америка» в исполнении детского хора. Из иллюминатора открывается безрадостный вид на промзону Чикаго. Но не успело еще отзвучать бутусовское «о-о-о», как вместо ожидаемых титров пошли свежие кадры с протестами и бесчинствами на улицах страны, с которой герои распрощались навсегда. Таким образом канал увязал старую историю с нынешним днем.
Интернет взорвался негодующими комментариями. А, казалось бы, что тут особенного? Или всем так хотелось в очередной раз прочесть перечень любимых киношников? «Первый» моментально оправдался. Мол, ничего такого он не замышлял. Просто часы показали 21.00, и началось «Время». Хилая, конечно, отмазка. Когда это насквозь официальная программа выходила без заставки или без закадрового комментария: типа «беспорядки в Нью-Йорке, смотрите прямо сейчас». Спокойно отреагировал на ситуацию и продюсер дилогии Сергей Сельянов. По его мнению, авторское право не нарушено, а зрителям концовка хорошо известна. Вот если бы была премьера, тогда — да. Получилось бы, что это режиссер так придумал.
И все же была в этом случайном совпадении некая червоточинка. И заключается она в следующем. Пару лет назад одна популярная соцсеть попросила миллионы своих пользователей поделиться мнением, кого они считают национальным супергероем. Образцом для подражания. Результат: четвертое и пятое места с 9% голосов разделили дядя Степа (который милиционер) и Штирлиц. На третьем — Глеб Жеглов (11%). На втором неожиданно возник персонаж народного эпоса Илья Муромец (13%). Тут, видимо, сказался успех запущенного тем же Сельяновым цикла мультиков про богатырей. А на первом расположился... Кто? В контексте разговора нетрудно догадаться — Данила Багров. А вот набранный им результат действительно, поражает — 45%!
Ну а теперь вернемся к акции «Первого» и кадрам с протестами. Наше ТВ, ведущие его аналитических программ и политических ток-шоу наконец-то смогли вздохнуть с облегчением: теперь можно перестать угнетать аудиторию бесконечными и до одури однообразными разговорами о коронавирусе. Образовалась новая актуальная тема — протесты и погромы в США. Тут и картинка куда как более динамичная. Горящие машины на Таймс-сквер, разбиваемые на глазах зрителей витрины всяких там бутиков, типа Gucci, разграбляемые фирменные магазины Apple — это вам не врачи в масках в тягучей атмосфере «красной зоны».
Мнения по поводу происходящего высказываются разные. Одни откровенно издеваются. Другие пытаются понять обе стороны. Третьи считают происходящее неотъемлемой составляющей тамошней пресловутой демократии. В совокупности образ получается нейтральным. Стало быть, и у ТВ, глашатая власти, средняя температура по больнице такая же. Ой ли?
И вот — явление Данила, человека, не отличающегося политкорректностью. Вспомним, что в первой части он признается в нелюбви к евреям. А его реплика в трамвае, обращенная к кавказцам? Вот такой он, национальный герой. Но не забудем также и эпизод во втором фильме, где белый полицейский смачно ругается: «Долбаные ниггеры!» Прямо-таки прозрение художника!
Был ли в придумке «Первого» какой-то особый смысл? Трудно сказать. Вроде и дата логично выбрана: «Брат-2» вышел на экраны 11 мая 2000 года. Но с кадрами, показанными вместо титров, фильм зазвучал немного иначе, чем прежде.
Ну а теперь о вещах более серьезных. Почему именно Данила Багров — благородный бандит, народный мститель стал главным героем молодого поколения (а именно оно превалирует в соцсетях)?
Кстати сказать, в том самом опросе определенное количество голосов набрали также Игорь Соколовский из «Мажора», отвязный мент Сергей Глухарев (сериал «Глухарь»), персонаж Артура Смольянинова Лютый из «9 роты» и даже прожигатель жизни и жертва друзей-предателей и продажных женщин Макс Андреев («Духless»). Красноречивый список. На фоне этих лидеров общественного мнения Багров и впрямь выглядит значительно круче.
Сомнительный, конечно, вывод о поколении напрашивается. Но кто других-то героев предложит?! Уж точно не телевизор. Кого из завсегдатаев «ящика» можно взять за образец? Крутых мужиков из сериальных боевиков? Но все они абсолютно плоские и отличаются друг от друга разве что методами допроса и навыками рукопашного боя. Слюнявые и тоже одинаковые участники мелодрам? Уж увольте. А те, кого принято называть лицами каналов? С кем мы вынуждены сосуществовать не то что годами — десятилетиями? Постоянно врущие, хамящие оппонентам, грязно бранящиеся — разве могут они хоть кого-то воззвать к нравственным ценностям?
Впрочем, все эти пафосные слова — пустое сотрясение воздуха. Ныне уже не в правде сила, брат, а именно что в деньгах. Если национальная идея — «бабло», то при чем тут нравственность? Федеральное телевидение — плоть от плоти государства, День которого мы отмечаем в пятницу, 12 июня. Его «бабло» зависит от цифр рейтинга. А ради них — всякое лыко в строку.
Отсюда и бурная реакция интернетовской публики на историю с титрами. В ходе дискуссий политологов отношение к американским событиям, как уже было сказано, в целом выглядит нейтрально. Но в данном случае трудно было не вспомнить слова национального героя: «Скоро всей вашей Америке кирдык» — и не заподозрить в монтаже определенную радость. Что, ребята, раскололись!