Неслыханное дело: Международный день театра прошел без единого зрителя в самих театрах. Многие коллективы нашли отдушину в интернет-трансляциях записей, а кое-где — и постановок в прямом эфире. Но панацея ли это?
Видный специалист по изоляции (правда, без прибавки «само») худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников уговаривает растерявшихся коллег: ничего страшного, наоборот, случившееся — вполне даже повод заняться самообразованием, на которое в обычной жизни не хватало времени. Никто с этим не спорит, но приостановка конвейера репертуарных спектаклей грозит подорвать экономику театров.
Только на сдаче билетов с 17 марта по 19 апреля Малый театр потерял 20 млн рублей, а Вахтанговский — 52 млн. Вахтанговцы щедро выложили на свой сайт репертуар последних восьми лет: «Дядю Ваню», «Царя Эдипа», «Питера Пэна», «Пристань»... Хотя живую постановку, подчеркивает директор коллектива Кирилл Крок, онлайн никогда не заменит, поскольку не позволяет в полной мере ощутить живую магию актерского перевоплощения.
И тут приходится выбирать: или смириться с переходом на «любовь со зрителем по интернету», или, как с отчаянной смелостью поступил худрук чеховского МХТ и собственной «Студии театрального искусства» Сергей Женовач, временно оборвать всякую связь с аудиторией, отказавшись от компромиссного виртуального общения. Правда, Константин Хабенский подсластил пилюлю, заявив, что актеры МХТ будут в домашнем режиме читать стихи и монологи героев. Что ж, хоть так...
Надо понимать: самоизоляция для театра смерти подобна. Сперва «подвисли» проекты, где занято поколение 65+: так, в Театре имени Маяковского пришлось остановить репетиции «Дикарки» Александра Островского, поскольку в группу риска по возрасту попал знаменитый режиссер Юрий Иоффе, и премьера перенесена — пока на 6 мая, а там жизнь покажет. Сам Миндаугас Карбаускис, худрук «Маяковки», тоже встал на вынужденную паузу с новым спектаклем «На покой». Осталось утешаться выложенными на сайт театра спектаклями «Русский роман», «Изгнание», «Мама-кот» и смешными скетчами театральной молодежи домашнего приготовления.
Не позавидуешь и худруку театра «У Никитских ворот» Марку Розовскому. Он-то думал поставить на уши Москву авторским спектаклем «Фанни» о несостоявшейся убийце Ленина Каплан, но пока сенсационное «покушение» на вождя, которому фатально не повезло справлять свой 150-летний юбилей в карантинном апреле, откладывается...
Ну а теперь и вовсе грянул гром, то есть приказ о поголовной, для всех возрастов, само-изоляции. Так что замыслы, даже самые сногсшибательные, надо отставить. И, видимо, все же признать мудрость компромисса, как это сделал опытный директор, а теперь и худрук «Ленкома» Марк Варшавер, выложивший на платформу Okko последний спектакль Марка Анатольевича Захарова «Капкан». Варшавер уверен: тяжкие дни не перечеркнут любовь публики, заслуженную десятилетиями. И пусть зрители продолжают видеть звездный состав исполнителей на экранах гаджетов — они, убежден Варшавер, и потом купят билеты на живую «Поминальную молитву», восстановленную Александром Лазаревым с Сергеем Степанченко в роли Тевье-молочника.
С объявлением нерабочего месяца стали проблематичны даже спектакли при пустом зрительном зале, которые пробовали в начале карантинной поры транслировать некоторые питерские театры — Александринка, Мариинка, БДТ или, допустим, московская «Сфера» под руководством Александра Коршунова. Но надо что-то делать! Тот же Александр Коршунов рассказал «Труду»: «Не теряем надежды выпустить поэтический спектакль к 75-летию Победы — хотя бы в виртуальном пространстве. Ну а 1 июня обязательно отметим 100-летие любимого поэта Давида Самойлова».
Худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин использует вынужденную паузу для работы над инсценировкой романа Алексея Варламова «Душа моя Павел». Параллельно продолжая, насколько возможно, репетировать с актерами «Горе от ума» по «Скайпу». Организовывая для зрителей онлайн-лекции о театре. И тоже щедро выложил на сайт видеоархив спектаклей, включая знаменитый «Берег утопии».
«Поздравьте меня, — ответил на звонок из «Труда» народный артист России Александр Галибин, — я выиграл в Министерстве культуры грант на постановку своего третьего детского фильма, где в центре сюжета непростые отношения отца и дочери. Пишу режиссерский сценарий. Одновременно вместе с худруком театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом выбираем, какую пьесу выбрать для будущего сезона. Так что образовавшаяся пауза мне ничуть не мешает».
Очень хочется верить, что нынешние испытания не погубят театр, а, напротив, помогут ему найти себя в зоне турбулентности.
А в это время
Вот еще несколько театральных новостей. В Театре наций, рассказал его худрук Евгений Миронов агентству ТАСС, пришлось приостановить репетиции спектакля «Мастер и Маргарита» всемирно прославленного канадского режиссера Робера Лепажа с Чулпан Хаматовой в главной роли. Зато знаменитый мастер киноблокбастеров Тимур Бекмамбетов взялся ставить здесь «Ходжу Насреддина» с Константином Хабенским в главной роли. Театр также готовит «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли (по Достоевскому) с Авангардом Леонтьевым, Ольгой Волковой и другими актерами. К Дню Победы ставится поэтическая композиция, в которой впервые на сцену Театра наций выйдет народная артистка России Наталья Тенякова.