Вечер музыки Поля Мориа прошел в Доме космонавтов Звездного городка. То, что мелодии знаменитого французского композитора, аранжировщика и дирижера остаются любимейшими у самой широкой публики, общеизвестно. К тому же только что исполнилось 90 лет со дня рождения прекрасного музыканта. Но какая связь между Мориа и российскими космонавтами? Оказывается, самая прямая.
Их взаимное тяготение (космический термин здесь вполне уместен) возникло давно. По словам летчика-космонавта, дважды Героя Алексея Леонова, открывшего этот вечер, любовь к творчеству Поля Мориа у него, как и у его коллег по отряду космонавтов, возникла с первого знакомства с записями оркестра. К тому же в те годы легкие, с первого раза западающие в сердце мелодии шли в качестве заставок к популярным телепередачам (вспомните хотя бы «В мире животных», «Кинопанораму», сводку погоды в программе «Время»...), часто использовались в выступлениях знаменитых советских фигуристов и гимнастов.
«Вся наша жизнь проходила под эти чарующие звуки, — напомнил Алексей Архипович, — и мы даже не всегда задумывались, кто это исполняет. Просто чувствовали, что это прекрасно». Кстати, Леонову посчастливилось побывать на памятном концерте оркестра Мориа во время его гастролей в Москве в 1978 году, о чем космонавт с удовольствием вспомнил. И добавил, что эта музыка была в числе произведений, отобранных космонавтами для релаксации в их орбитальном доме — на станции «Салют».
Поль Мориа получает благословение от настоятеля Успенского храма Новодевичьего монастыря. 1978 год. Фото Сергея Смирнова
Незадолго до ухода из жизни в 2005 году Поль Мориа написал письмо в Звездный, приложив компакт-диски своего оркестра, и попросил, чтобы космонавты взяли их в очередной полет. «Музыка создана, чтобы разрушить расстояния, время и различия... Я с волнением буду следить за следующим космическим полетом, зная, что кое-что от меня будет сопровождать этих храбрых мужчин и женщин» — вот его напутственные слова. Спустя год один из дисков вернулся с орбиты в Париж к автору...
Поль Мориа всегда симпатизировал нашей стране, с уважением относился к русскому музыкальному наследию. Не случайно одним из первых дисков его оркестра, записанных еще в 1960-х, стал альбом «Вечная Россия» с 12 популярными народными русскими мелодиями. Качество исполнения потрясает: Мориа одним из первых стал снабжать (в том числе на концертах) каждую скрипку оркестра индивидуальным микрофоном, вдобавок за пультом сидел выдающийся звукорежиссер Доминик Понсе.
Впервые в СССР Мориа оказался в качестве музыкального директора Мирей Матье вместе с оркестром мюзик-холла «Олимпия» в 1967 году. Под впечатлением от гастролей в Ленинграде Поль написал музыку к песне «Когда рассвет, товарищ?» на стихи французского коммуниста Гастона Бонера. Ее премьера в исполнении Мирей Матье прошла не где-нибудь, а на крейсере «Аврора». Позже Матье неоднократно пела эту песню на своих концертах, в том числе в 1987 году в турне по СССР совместно с Краснознаменным ансамблем имени Александрова...
Концерт в Звездном городке длился более 4 часов. Разумеется, прозвучала лишь малая часть творческого наследия Мориа (это свыше 1,2 тысячи инструментальных аранжировок и записей популярной музыки от Баха до Маккартни, а также 150 его собственных сочинений). Поэтому возникла идея регулярного фестиваля Мориа в Звездном. Если удастся найти для этого средства, первый такой праздник может состояться уже в нынешнем году.
P.S. Еще одним знаком давней связи между Мориа и Россией стала развернутая в Звездном выставка работ многолетнего фотокорреспондента «Известий» Сергея Смирнова. Когда-то он тоже попал под обаяние музыки знаменитого француза. Во время недельных гастролей коллектива Мориа в феврале 1978 года старался не расставаться с гостями и зафиксировал на фотопленке множество интересных моментов: на концертах и приемах, на Красной площади и улицах Москвы. Чего стоит только один снимок из той давней фотосессии: Поль Мориа принимает благословение настоятеля Успенского храма Новодевичьего монастыря.