"Все идет штатно, - сказал мне специалист подмосковного ЦУПа. - Когда читатели "Труда" получат утром газету, Федор Юрчихин, Олег Котов и пятый космический турист Чарльз Симони, прилетевшие на "Союзе ТМА-10", уже будут на станции вместе со старожилами Михаилом Тюриным, Майклом Лопесом-Алегриа и Сунитой Уильямс". А пока я смотрю, как на большом светящемся экране ЦУПа корабль догоняет станцию. Их траектории, проходящие над континентами и океанами, сходятся как раз над территорией нашей страны..."
Как удается встретиться двум песчинкам в безграничном космосе? Точно вывести "Союз" в окрестности Международной станции - задача, которую решает Служба баллистико-навигационного обеспечения МКС, возглавляемая Виктором Жуковым. Здесь работают специалисты экстра-класса. Один из них - руководитель группы маневрирования Евгений Мельников - рассказывает мне подробности работы баллистиков. "Союз" был выведен в космос с таким расчетом, чтобы оказался позади МКС на 15 тысяч километров. Однако средняя высота орбиты корабля (217 километров от поверхности Земли) была значительно меньше орбиты станции (334 километра). Естественно, "Союз" совершал облет Земли быстрее, чем МКС. И постепенно, поднимаясь, догонял ее.
Уже через сутки с небольшим "Союз" мог приблизиться к МКС. Но стыковаться так быстро для экипажа очень тяжело. Надо дать космонавтам возможность адаптироваться к условиям невесомости, поспать, просушить скафандры (во время запуска и посадки в результате перегрузок и эмоционального напряжения белье членов экипажа становится мокрым от пота). Поэтому в свое время перешли на двухсуточный вариант сближения: корабль по командам с Земли переводится на более высокую орбиту, и он уже не так быстро догоняет МКС. До участка автономного сближения потребовалось 3 раза включать маршевый двигатель "Союза". Израсходовали 103 килограмма топлива из 860, имеющихся на "Союзе". Два объекта неуклонно сближались...
Незадолго до запланированного времени стыковки корабль подошел к так называемой точке прицеливания. Тут уж до станции, как говорится, рукой подать. Далее управление движением на этапе причаливания осуществляет бортовая автоматика системы "Курс". Впрочем, при малейшем сбое командир "Союза" всегда готов взять управление на себя и произвести стыковку вручную.
Спрашиваю специалистов ЦУПа: "А если по каким-либо причинам корабль не удастся присоединить к МКС с первого раза, есть ли возможность повторить попытку?" "Такой сбой маловероятен, - ответили мне, - тем не менее и на этот случай все предусмотрено. Топлива на корабле хватит, чтобы почти через сутки повторить стыковку. Но при полетах на МКС таких ЧП, слава Богу, не было".
Сейчас масса станции составляет 211 тонн. Первый ее модуль был запущен восемь с половиной лет назад. А первый "Союз" с экипажем пристыковался в октябре 2000-го. С тех пор причаливали к станции 13 наших пилотируемых кораблей, нынешний "Союз" - 14-й. Кроме них - еще 25 грузовых "Прогрессов" и 20 американских шаттлов. Запас топлива на МКС вполне приличный - около 6 тонн. В нынешнем году его может потребоваться втрое меньше, но в период высокой солнечной активности, когда орбита МКС будет снижаться более энергично, топлива потребуется гораздо больше.
Впрочем, космонавтов волнует не отдаленное будущее, а сегодняшний день. Возвращение на Землю Михаила Тюрина, Майкла Лопеса-Алегриа и пятого космического туриста Чарльза Симони запланировано на 20 апреля.