Она состояла из острых углов и парадоксов. Фаину Раневскую называли великой актрисой и мастером эпизода, королевой скандала и философом с сигаретой в зубах. Она была любимицей миллионов и при этом прожила жизнь в одиночестве. Ее домом, семьей стал театр, который актриса боготворила и которому отдала свою жизнь без остатка. К кино относилась с иронией. Отказывалась от неинтересных ролей: «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность. Деньги проем, а стыд останется».
В молодости, еще до революции, она мечтала играть на сцене МХТ у самого Станиславского, но начинать пришлось с провинциальных театров: Керчь, Феодосия, Баку, Смоленск, Сталинград, Архангельск... И только в 1931 году случилась Москва, куда она вернулась во всеоружии нажитого опыта и уникального природного дарования. Но и в столице со своим острым языком и трудным характером она меняла сцены, пока не осела в Театре Моссовета, где проработала свои последние четверть века.
Больших работ у нее было мало, о чем как-то изящно пошутил писатель-юморист Эмиль Кроткий: «Имя ее не сходило с афиш, где она неизменно фигурировала в числе «и др.». Но даже самые маленькие роли Раневская наделяла своей харизмой, и они врезались в память зрителей. А уж знаковые роли в фильмах «Пышка», «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба», «Весна», «Золушка» сделали ее всенародным достоянием, к чему она, впрочем, относилась с юмором. Когда однажды, поскользнувшись, упала на улице, обратилась к прохожим со словами: «Поднимите меня, народные артистки на дороге не валяются».
В числе поклонников ее таланта был лучший друг театралов товарищ Сталин, который как-то заметил: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная». И увековечил это ее качество тремя Сталинскими премиями. Хрущев присвоил Раневской звание народной артистки СССР. А Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, повторил ее знаменитую репризу: «Муля, не нервируй меня!». Раневская среагировала молниеносно: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы», — чем смутила генсека.
Приступая к съемкам телесериала, авторы признавались, что на стадии сценария столь яркий, колоритный, противоречивый персонаж у них долго не вытанцовывался: трудно свести в единое целое множество взаимоисключающих фактов и характеристик. В итоге решили писать в свободном формате, где неоспоримые свидетельства соседствуют с изрядной долей вымысла. Но в целом, конечно, придерживались канвы ее бурной биографии.
Первые две серии, которые мне пока довелось посмотреть, — это зачин истории. Юная Фаина Фельдман, «свихнувшаяся на театре», в 1915 году бежит из богатого отцовского дома в Таганроге в Москву в надежде стать великой актрисой. «Нескладная, уродливая заика» (безжалостная оценка отца), она снимает в столице комнатушку, постепенно распродает наряды и упорно ходит на прослушивания, пытаясь попасть в столичную труппу. Не получается: уж слишком неканоническая внешность у провинциальной барышни, больше похожей на гренадера.
Она уже собирается покаянно вернуться домой, но тут знаменитая балерина Большого театра Екатерина Гельцер, в чьей свите случайно оказалась Фаина, показывает ее знакомым антрепренерам. Один из них формулирует общее мнение: «Очень интересное явление. Никакого профессионализма, куча комплексов, но глаз не оторвать. Искренняя до обморока». В итоге Гельцер («в России все решают связи») пристраивает ее в провинциальную труппу, выступающую в Керчи. Оклад всего 35 рублей в месяц, но молодая актриса, еще не взявшая себе в честь любимой чеховской героини псевдоним Раневская, необычайно рада и этому: лиха беда начало:
Что можно сказать про это начало сериала, который снял опытный режиссер театра и кино Дмитрий Петрунь? Не думаю, что на «Раневской» обрыдаются кинокритики, хотя раза два и у меня, тертого калача, слеза набегала. Все-таки сериал адресован не столько знатокам театра и кино и уж точно не въедливым биографам актрисы, а широкой зрительской аудитории. Он вполне вписывается в сформировавшийся на нашем телевидении сериальный канон беллетризованной биографии знаменитостей. Если что-то и отличает его от схожих телесаг, так это на редкость крепкий сценарий, хорошо прописанные характеры, яркие диалоги, тщательно воссозданный исторический фон и отличные актерские работы.
Причем необыкновенно хороша не только исполнительница главной роли Мариэттта Цигаль-Полищук, сросшаяся с героиней всей своей статью, плотью, кожей, хриплым голосом, неуклюжими повадками. Убедителен и Семен Стругачев в образе властного, гневливого отца Фаины и ее кроткая мать (Ольга Цинк), воздушная, нежная сестра Изабелла (Мириам Сехон) и дышащая духами и туманами Екатерина Гельцер (Эмилия Спивак), хозяйка меблированных комнат (Татьяна Мишина), да и все остальные.
В первых сериях уже появились корифеи русского театра Леопольд Сулержицкий, Федор Корш, Ольга Садовская, мелькнул обожаемый Фаиной актер Василий Качалов в исполнении Александра Домогарова. Дальше в качестве персонажей обещаны Любовь Орлова, Анна Ахматова, Сергей Эйзенштейн, Александр Вертинский, Вера Марецкая, Александр Таиров, Алиса Коонен, Михаил Ромм, Юрий Завадский, Ростислав Плятт...
Фаина Раневская проживет на наших глазах всю свою длинную жизнь (умерла в 1984 году в 87 лет). И, как предсказывал ее отец, встретит старость одна. Но теперь уже не одна, а вместе с нами, миллионами зрителей. После платформы KION сериал будет показан по Первому каналу.