Главная Культура 00:07 10 Февраля 2023 7271
В Манеже тряхнули страной

Семь сотен экспонатов рассказывают о том, как СССР старался быть первым не только в области балета

Елена Широян, искусствовед
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Центральный Манеж — огромный зал рядом с Московским Кремлем — будто вернулся в золотой век грандиозных всесоюзных выставок. Поводом послужил выпавший на конец прошлого года и так толком не отпразднованный столетний юбилей Союза Советских Социалистических Республик. Выставка «ДК СССР» — это о том, как под лозунгом «Культуру в массы!» страна действительно строила дворцы для народа, куда звали трудящихся проводить досуг и расширять кругозор. А «трудящиеся» и до сих пор рады этим заняться, уверены в патронирующем проект Минкультуры, которое, кстати, как раз сейчас озаботилось ремонтом имеющихся ДК. Впрочем, о том, как некоторые из таких дворцов «ремонтируют» в глубинке, я бы тоже вам поведала, но это сюжет для другого рассказа...

Но где же устроить выставку о дворцах культуры, как не в Манеже, святая святых советской культурной жизни? Стены его, правда, возводились для другого — строевой подготовки войск и тренировок кавалеристов, чему способствует уникальное крытое пространство без внутренних опор. Но уже в XIX веке здесь стали проводить выставки и народные гулянья, а позже — балы и концерты. После революции большевики превратили Манеж в казарму: видно, красной коннице стало тесновато. Вскоре он преобразился в правительственный гараж, а в «оттепель», в 1957 года стал главной ареной Союза художников СССР, спустя 10 лет обретя название «Центральный выставочный зал». И верно: советское «искусство по госзаказу» требовало большого метража для полотен, на которых вождя окружают ликующие толпы либо идут грандиозные стройки. Писались огромные картины целыми бригадами, отчетные и юбилейные выставки превращались в соревнование километров живописи и тонн скульптуры от разных мэтров с подмастерьями. При этом власть мало заботилась о постройке новых зданий для выставок, используя старые, ещё царские. Так Манеж в Москве и его собрат в Ленинграде невольно стали символами искусства соцреализма.

Всесоюзные смотры продолжались даже в конце 1980-х, в разгар перестройки, пока не рухнул СССР. Позже их место заняли ярмарки вроде «Арт-Мифа» и «Арт-Манежа» — симптом новой реальности в искусстве, когда коммерческий интерес перестали маскировать, а новые веяния вышли из-под запрета. Однако этот подвид арт-процесса переместился на более модные площадки, по традиции оставив Манеж искусствам под госприсмотром. Теперь здесь снова реализуют проекты один другого масштабнее. В ряду которых и выставка-манифест в честь столетия Союза Советских Республик — ныне вновь культивируемой утопии, русского «Города Солнца» философа Кампанеллы.

Проект с идеологической подоплекой норовит подчеркнуть: СССР — держава великой, но недооценённой культуры. Входишь в залы — и в голове поневоле вертится фраза «У нас была великая эпоха!». Труженики музеев и архивов собрали по крупным музеям двух столиц более 700 образцов всех тогдашних видов искусства. Изобразительное дополнили музыкой, кино- и театральными достижениями. А во главе угла оказалась архитектура.

С нее, наиболее заряженной идейной программой, и начинается рассказ о ДК — Дворцах и Домах культуры, выстроенных на всей территории СССР. Проекты 1920–1930-х, иногда и 1960-х убеждают: колоссален был потенциал страны, где родился конструктивизм — единственный наш, оригинальный стиль архитектуры, покоривший мир. Можно спорить, принадлежал ли к конструктивистам постоянно дискутировавший с ними Константин Мельников либо исповедовал идеи рационализма. Но бесспорно одно: именно этот зодчий построил шесть из десяти реализованных в Москве и области проектов прото-ДК, которые сегодня отнесены к разряду памятников — при всей нелюбви властей к архитектуре без колонн и портиков. А снимок советского павильона на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году напоминает: гениальный Мельников недаром стал героем всемирной сцены. Кстати, в интерьере советского павильона другой авангардист, Александр Родченко создал «Рабочий клуб» — модель «помещения для самообразования и культурного досуга». Наряду с московским клубом имени Зуева по проекту Ильи Голосова и работами таких зодчих, как Алексей Щусев или братья Веснины, работы Мельникова входят в категорию безусловной классики. Заметим с грустью на полях: эх, если бы такое прославление в государственном проекте под эгидой Министерства культуры как-нибудь сказалось на спасении памятников конструктивизма от разрушения в угоду нынешним застройщикам...

Архитектурную жизнь довоенного СССР на примере коллекции Музея архитектуры отражает в Манеже-2023 и показ конкурсных проектов Дворца Советов — тоже своего рода ДК, только немыслимого размаха. Колосс вознамерились возвести над Москвой-рекой на месте снесенного в 1931 году храма Христа Спасителя. В конкурсе приняли участие ведущие зодчие Европы. И немного обидно, что победил тогда (то есть понравился товарищу Сталину) проект Бориса Иофана — этакий архаический зиккурат невероятной высоты: венчавшая его статуя Ленина уходила бы под небеса и по полгода, при московской-то погоде, была скрыта тучами. На протянутую в будущее длань Ильича планировали сажать вертолеты, а в его голове устроить библиотеку и смотровую площадку. От безумного замысла остались чертежи, превосходные эскизы да... семиметровое гипсовое ухо статуи, которое теперь водрузили наверху одного из павильонов в Манеже.

Народное творчество допустили даже в такую сакральную сферу, как возведение Мавзолея Ленина. Из Российского госархива социально-политической истории впервые извлекли эскизы проектов державной усыпальницы, присланные на открытый всесоюзный конкурс 1924 года. Маститые зодчие и неведомые авторы предложили широкий спектр решений, черпая вдохновение в архитектуре различных эпох начиная от Древнего Египта. Однако это едва ли не единственный раздел выставки, в самом деле отразивший «творчество масс». В залах, посвященных прочим видам искусств, вы уже не встретите наивного взгляда художника, посещавшего студию ИЗО в районном Доме культуры. Хотя этим было бы логично наполнить нынешнюю экспозицию.

Немало шедевров привезли из Русского музея, который подготовил два несхожих раздела — о детской книге и соцреализме. Книжки «Три медведя», «Первая охота» или «Мастер-ломастер» знали наизусть миллионы наших соотечественников — в отличие от имен художников, оформивших издания. И уж точно мало кто видел оригиналы — они очень редко покидают запасники. Спасибо сотрудникам отдела книжной графики ГРМ, показавшим иллюстрации Владимира Конашевича к «Игрушкам» Сергея Погореловского, Любови Поповой — к стихам Маяковского «Конь-огонь», Владимира Лебедева — к «Усатому-полосатому» Маршака, а также прелестные рисунки Евгения Чарушина, Юрия Васнецова и даже Кузьмы Петрова-Водкина.

Что до зала соцреализма, то ко многим авторам этот термин трудно применить, хотя ради единственно одобряемого в СССР художественного направления их кнутом и пряником заставляли отречься от прочих «измов». Тут портреты ударников, делегатов съездов, вождей подчеркивают трагические парадоксы эпохи. Например, красочное изображение Кирова заставляет вспомнить, как после его убийства Ленинград стали «очищать» от недобитой интеллигенции, в черные списки которой попала и Вера Ермолаева, расстрелянная в сталинском концлагере соратница Казимира Малевича.

Крестьян и рабочих по-своему писали Кузьма Петров-Водкин и Константин Юон, Сергей Герасимов и Алексей Пахомов, Александр Дейнека, Павел Филонов и тот же Малевич. Дерзкую «Кондукторшу» Александра Самохвалова не преминули снять из постоянной экспозиции ГРМ, и она выбивается из рядов записных строителей коммунизма не меньше, чем работы авангардистов-беспредметников Марии Эндер или Владислава Стржеминского.

Свежим дыханием, несмотря на солидный возраст, отличаются работы мастеров «второго авангарда» из собрания Третьяковки — сегодняшних классиков Эрика Булатова, Юрия Злотникова или Вячеслава Колейчука. Национальная сокровищница показала и свой конек — «суровый стиль», причем в этом зале наряду с россиянами Виктором Попковым и Гелием Коржевым наконец-то появились картины из других республик СССР. Впрочем, белоруса Михаила Савицкого и азербайджанца Таира Салахова явно недостаточно для показа всего разнообразия «многонационального советского искусства». Коллекция ГТГ содержит множество превосходных его образцов, и, надеюсь, кураторам нынешней выставки показать больше «нацкадров» не позволило исключительно отсутствие места в большом, но переполненном Манеже.

P.S. Выставка работает до 1 апреля. Сходите — не пожалеете!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9504
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7196
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?