Главная Культура 00:27 09 Декабря 2022 8889
Тысяча страниц Золотова

Вышел двухтомник трудов академика и просветителя

Сергей Бирюков
С Лучано Паваротти

13 декабря исполняется 85 лет критику, искусствоведу, просветителю Андрею Золотову. Российская академия художеств, где Андрей Андреевич вот уже 10 лет вице-президент, выпустила к юбилею коллеги двухтомник его работ. Эта тысяча крупноформатных, богато иллюстрированных страниц — больше, чем ретроспекция одной, пусть и весьма насыщенной творческой биографии: по сути это взгляд на главные направления и смыслы русского и мирового искусства как минимум двух последних столетий.

Взгляд — значит панорама и острота индивидуального ракурса одновременно. Символ такого единства — уже в рисунке на фронтисписе: портрет Золотова работы Михаила Аникушина. Много лет зная Андрея Андреевича, могу подтвердить, до чего точно уловлен образ. Но тем более не случайна (у мастера такого-то ранга!) ассоциация со знакомым по хрестоматийным портретам обликом Владимира Стасова. Великий русский критик — профессиональный и человеческий ориентир Золотова. Наблюдатель гигантского кругозора, вместе с тем никогда не ограничивающийся простой констатацией факта, а всегда горячо переживающий то, что задело за живое. Ни в коем случае не холодный арбитр, а такой же художник, только предмет его образа — само искусство... Эту характеристику — при всем понимании исторического масштаба фигур — с одинаковой справедливостью можно отнести к обоим деятелям.

Андрей Золотов. Рисунок Михаила Аникушина, 1990 г.

В эссе и статьях Золотова мы редко встретим употребление узкопрофессиональной терминологии (и уж точно не встретим злоупотребления какими-нибудь «параллельными диагоналями» или «двойными доминантами»). Зато значение явления, тем более личности может быть подчеркнуто через яркую, неожиданную деталь. Допустим, через диалог со Святославом Рихтером: «Андрей, а когда в Москве поставили памятник Стасову?!». Вроде бы курьез — Святослава Теофиловича ввела в заблуждение «стасовская» борода Фридриха Энгельса у Кропоткинских ворот. Но по сути — штрих, говорящий об истинном ранжире ценностей в глазах великого пианиста. И подлинная оценка вклада того, кто в молодости играл в четыре руки с Глинкой, в зрелом возрасте благословил на могучую карьеру Шаляпина, а на склоне лет помог получить образование юному Маршаку, тем самым повлияв не только на свое время, но и «заглянув» почти на столетие вперед.

С Рихтером в жизни Золотова связаны десятилетия общения, десятки статей, целая серия фильмов (ставших, замечу уже от себя, настолько классикой, что цитировались и известным французским кинодокументалистом Брюно Монсенжоном — правда, не всегда вспоминавшим о необходимости ссылаться на первоисточник уникальных кадров). И опять же — никакой ложной учености. Золотов не посвящает страницы своих трудов, допустим, особенностям рихтеровской педали — ему достаточно сказать: «Мог исполнять Шуберта или Шумана, и вдруг вы понимали, что жил на свете Клод Дебюсси! И каким-то образом они там, наверху, услышали и обрели друг друга...».

Со Святославом Рихтером на фестивале «Декабрьские вечера»

Дебюсси — еще одна ключевая для Золотова фигура. Не только как один из столпов мировой музыки, но как самый, может быть, чистый представитель символизма. А символизм, по Золотову — противоположность натурализма: он — синоним искусства, то есть умения разглядеть и расслышать в материальном и конкретном — идеальное и общее. Не зря и весь двухтомник называется «Сад Дебюсси». Кроме того (а может, это и главное) Клод Великий — пророк, предвосхитивший место России в духовной жизни человечества: «...а русская душа? Разве она заключена только в Толстом, Достоевском, Горьком? Можно ли забывать о музыкантах значения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова?.. Эти русские удивительны!.. Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они помогут нам лучше узнать самих себя и более свободно к себе прислушиваться»...

Двухтомник не зря называется «Сад Дебюсси»: великий композитор-символист больше ста лет назад предугадал духовное будущее России

Слова, написанные на заре ХХ века после концерта музыки Мусоргского в Париже. Оправдала ли их Россия? Бесспорно, если посмотреть хотя бы на список отечественных деятелей, о которых пишет, с которыми беседует Золотов: Астафьев, Распутин, Айтматов, Смоктуновский, Ефремов, Олег Борисов, Чурикова, Юрий Соломин, Григорович, Бессмертнова, Генрих Нейгауз, Мравинский, Геннадий Рождественский, Луганский... Даже очерк о легендарном немецком режиссере Вальтере Фельзенштейне, изменившем взгляд на мировое оперное искусство, начинается с... барельефа Глинки на здании, соседнем с берлинской Комише опер — Михаил Иванович скончался здесь в 1857-м.

Разочаровала ли Россия человечество? Такой фразы нет ни на одной из тысячи золотовских страниц, но есть предельно честные замечания, которые нам самим помогают судить на эту тему с той же степенью непредвзятости. Например — статья совсем еще молодого (1966 год) журналиста о проекте памятника Ленину: «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними, иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят». Как деликатно, но вместе с тем беспощадно! И «всего лишь» цитата из Гоголя. Но как точно найдена — не в бровь а в глаз!

А воспоминание о заседании Генассамблеи ООН, на котором все страны голосовали за резолюцию об объявлении десятилетия культуры; против была только одна страна — США. Хотел того Золотов или нет, но наблюдение драматично рифмуется (или антирифмуется?) с сегодняшним днем, когда по большинству вопросов противопоставляет себя миру совсем другое государство...

И все же у монументального двухтомника финал оптимистический. Не зря последняя из больших глав посвящена Георгию Свиридову — наверное, самому крупному из художников, долговременным общением с которым наградила Золотова жизнь. Георгий Васильевич, сумевший и в космополитичном ХХ столетии отстоять ценность национального начала в музыке, верил, что Россия пронесет свое нравственное предназначение сквозь века.

Впрочем, самый последний уровень, на который поднимает нас книга, еще выше. Обратим внимание на структуру: Ариетта — короткая начальная глава, где сформулированы нравственные принципы критики. А дальше — ее вариации: из областей изобразительного искусства, театра, кино, литературы, музыки... Это же форма финала 32 сонаты Бетховена! Возможно, самого философского, печального и светлого произведения великого композитора. На котором счет бетховенских сонат завершается.

Символика понятна — но вновь вспомним: символ — не буквальный аналог реальности. Вот и после 32-й еще много чего было. Например, Девятая симфония.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?