Главная Культура 00:27 09 Декабря 2022 8730
Тысяча страниц Золотова

Вышел двухтомник трудов академика и просветителя

Сергей Бирюков
С Лучано Паваротти

13 декабря исполняется 85 лет критику, искусствоведу, просветителю Андрею Золотову. Российская академия художеств, где Андрей Андреевич вот уже 10 лет вице-президент, выпустила к юбилею коллеги двухтомник его работ. Эта тысяча крупноформатных, богато иллюстрированных страниц — больше, чем ретроспекция одной, пусть и весьма насыщенной творческой биографии: по сути это взгляд на главные направления и смыслы русского и мирового искусства как минимум двух последних столетий.

Взгляд — значит панорама и острота индивидуального ракурса одновременно. Символ такого единства — уже в рисунке на фронтисписе: портрет Золотова работы Михаила Аникушина. Много лет зная Андрея Андреевича, могу подтвердить, до чего точно уловлен образ. Но тем более не случайна (у мастера такого-то ранга!) ассоциация со знакомым по хрестоматийным портретам обликом Владимира Стасова. Великий русский критик — профессиональный и человеческий ориентир Золотова. Наблюдатель гигантского кругозора, вместе с тем никогда не ограничивающийся простой констатацией факта, а всегда горячо переживающий то, что задело за живое. Ни в коем случае не холодный арбитр, а такой же художник, только предмет его образа — само искусство... Эту характеристику — при всем понимании исторического масштаба фигур — с одинаковой справедливостью можно отнести к обоим деятелям.

Андрей Золотов. Рисунок Михаила Аникушина, 1990 г.

В эссе и статьях Золотова мы редко встретим употребление узкопрофессиональной терминологии (и уж точно не встретим злоупотребления какими-нибудь «параллельными диагоналями» или «двойными доминантами»). Зато значение явления, тем более личности может быть подчеркнуто через яркую, неожиданную деталь. Допустим, через диалог со Святославом Рихтером: «Андрей, а когда в Москве поставили памятник Стасову?!». Вроде бы курьез — Святослава Теофиловича ввела в заблуждение «стасовская» борода Фридриха Энгельса у Кропоткинских ворот. Но по сути — штрих, говорящий об истинном ранжире ценностей в глазах великого пианиста. И подлинная оценка вклада того, кто в молодости играл в четыре руки с Глинкой, в зрелом возрасте благословил на могучую карьеру Шаляпина, а на склоне лет помог получить образование юному Маршаку, тем самым повлияв не только на свое время, но и «заглянув» почти на столетие вперед.

С Рихтером в жизни Золотова связаны десятилетия общения, десятки статей, целая серия фильмов (ставших, замечу уже от себя, настолько классикой, что цитировались и известным французским кинодокументалистом Брюно Монсенжоном — правда, не всегда вспоминавшим о необходимости ссылаться на первоисточник уникальных кадров). И опять же — никакой ложной учености. Золотов не посвящает страницы своих трудов, допустим, особенностям рихтеровской педали — ему достаточно сказать: «Мог исполнять Шуберта или Шумана, и вдруг вы понимали, что жил на свете Клод Дебюсси! И каким-то образом они там, наверху, услышали и обрели друг друга...».

Со Святославом Рихтером на фестивале «Декабрьские вечера»

Дебюсси — еще одна ключевая для Золотова фигура. Не только как один из столпов мировой музыки, но как самый, может быть, чистый представитель символизма. А символизм, по Золотову — противоположность натурализма: он — синоним искусства, то есть умения разглядеть и расслышать в материальном и конкретном — идеальное и общее. Не зря и весь двухтомник называется «Сад Дебюсси». Кроме того (а может, это и главное) Клод Великий — пророк, предвосхитивший место России в духовной жизни человечества: «...а русская душа? Разве она заключена только в Толстом, Достоевском, Горьком? Можно ли забывать о музыкантах значения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова?.. Эти русские удивительны!.. Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они помогут нам лучше узнать самих себя и более свободно к себе прислушиваться»...

Двухтомник не зря называется «Сад Дебюсси»: великий композитор-символист больше ста лет назад предугадал духовное будущее России

Слова, написанные на заре ХХ века после концерта музыки Мусоргского в Париже. Оправдала ли их Россия? Бесспорно, если посмотреть хотя бы на список отечественных деятелей, о которых пишет, с которыми беседует Золотов: Астафьев, Распутин, Айтматов, Смоктуновский, Ефремов, Олег Борисов, Чурикова, Юрий Соломин, Григорович, Бессмертнова, Генрих Нейгауз, Мравинский, Геннадий Рождественский, Луганский... Даже очерк о легендарном немецком режиссере Вальтере Фельзенштейне, изменившем взгляд на мировое оперное искусство, начинается с... барельефа Глинки на здании, соседнем с берлинской Комише опер — Михаил Иванович скончался здесь в 1857-м.

Разочаровала ли Россия человечество? Такой фразы нет ни на одной из тысячи золотовских страниц, но есть предельно честные замечания, которые нам самим помогают судить на эту тему с той же степенью непредвзятости. Например — статья совсем еще молодого (1966 год) журналиста о проекте памятника Ленину: «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними, иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят». Как деликатно, но вместе с тем беспощадно! И «всего лишь» цитата из Гоголя. Но как точно найдена — не в бровь а в глаз!

А воспоминание о заседании Генассамблеи ООН, на котором все страны голосовали за резолюцию об объявлении десятилетия культуры; против была только одна страна — США. Хотел того Золотов или нет, но наблюдение драматично рифмуется (или антирифмуется?) с сегодняшним днем, когда по большинству вопросов противопоставляет себя миру совсем другое государство...

И все же у монументального двухтомника финал оптимистический. Не зря последняя из больших глав посвящена Георгию Свиридову — наверное, самому крупному из художников, долговременным общением с которым наградила Золотова жизнь. Георгий Васильевич, сумевший и в космополитичном ХХ столетии отстоять ценность национального начала в музыке, верил, что Россия пронесет свое нравственное предназначение сквозь века.

Впрочем, самый последний уровень, на который поднимает нас книга, еще выше. Обратим внимание на структуру: Ариетта — короткая начальная глава, где сформулированы нравственные принципы критики. А дальше — ее вариации: из областей изобразительного искусства, театра, кино, литературы, музыки... Это же форма финала 32 сонаты Бетховена! Возможно, самого философского, печального и светлого произведения великого композитора. На котором счет бетховенских сонат завершается.

Символика понятна — но вновь вспомним: символ — не буквальный аналог реальности. Вот и после 32-й еще много чего было. Например, Девятая симфония.

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

Дух Чехова собрал в Мелихово театры трех континентов

Дарья Ефремова, Мелихово - Москва
Труд
Таким увиделся «Вишневый сад» японскому гостю знаменитого чеховского фестиваля. Фото предоставлено устроителями

В Подмосковье открылся один из старейших российских театральных фестивалей — XXIV «Мелиховская весна». На площадках знаменитого музея-усадьбы Чехова — настоящий сценический марафон: более двух...

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 5345
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

Летние художественные выставки - прекрасный повод для путешествия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Соборная гора в Серпухове. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Лето в музеях: Чуть было не написала — в межсезонье. Да какое межсезонье — наоборот, публика начинает активно путешествовать и получает возможность увидеть то, что происходит в других...

Велика Россия, а чиновники везде одинаковые. Если можно чего-то не делать, то они это обязательно и не сделают

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора
Труд
В Нальчике тихо умирает очень красивый дом XIX века, имеющий гордый статус памятника культурного наследия федерального значения, известный как «дом Лепешинских»

В очередной раз убедился в этом, побывав на днях в Нальчике. В этом курортном городе, который когда-то претендовал на звание красивейшего на Северном Кавказе, тихо умирает очень красивый (тоже некогда) дом...

Выставка «Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого» связывает судьбы и пространство в один морской узел

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В год 95-летия со дня рождения Виктора Конецкого читатели получат его девятитомник. Любимый народом писатель, сценарист, художник Виктор Конецкий даже в наше суетное время не теряет ни популярности, ни актуальности....

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Журнал Newsweek сообщил, что Такер Карлсон обзавелся собственным шоу на канале «Россия 24». Ведущий назвал это ложью

Сергей Беднов
Труд
Владимир Путин назвал Такера Карлсона опасным человеком. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Во вторник, 21 мая, утром американский еженедельник выдал сенсацию, растиражированную нашими СМИ: Такер Карлсон обзавелся собственным шоу на канале «Россия 24»! А уже вечером ведущий назвал эту информацию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?