«Труд» уже писал о сотрудничестве самого известного столичного детского музыкального театра с композитором-экспериментатором, дирижером и пианистом Петром Айду. 7 декабря Петр представил здесь свою новую звуковую инсталляцию SONATRIP 1. Она стала частью проекта RE-Конструкция, задуманного театром как художественный ответ на идущий в этом сезоне крупный ремонт Большого зала и сцены.
Жить в состоянии реконструкции без возможности даже зайти в свое главное пространство трудно. Но именно так существует в этом сезоне Театр Сац — с наглухо закрытой на капитальный ремонт Большой сценой и залом. Что, конечно же, накладывает очень серьезные ограничения на художественную жизнь. Однако даже в этих обстоятельствах коллектив нашел возможность существовать полноценно: выпускаются премьеры (уже состоялись две: балетный «ГАЛА» и оперные «Вредные советы») и даже стартуют новые большие проекты, одним из которых и стала RE-Конструкция, придуманная худруком театра Георгием Исаакяном. «Это новый проект сезона 2021-2022, – рассказывает Георгий Георгиевич. – Согласно ему, в различных пространствах театра прозвучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения. Мы хотим доказать, что реконструкция – период не только вызовов и трудностей, но одновременно и новых возможностей. Нас всех ждут восхитительные открытия новых произведений и имен».
Так и происходит. 7 декабря в рамках «RЕ-Конструкции» состоялась премьера звуковой инсталляции Петра Айду – музыкального руководителя всего проекта. Что такое SONATRIP 1? Это час с четвертью сольной игры перкуссиониста Дмитрия Щёлкина на специально созданном для этого произведения инструменте – огромной конструкции, занявшей все верхнее фойе, которая состоит из десятков стальных листов, кругов, цилиндров, пластин и труб, каждая в 10 кг весом. Так как форма у них разная, то и звучат они по-своему, в чем солист дает возможность убедиться, последовательно переходя от одного металлического объекта к другому и с помощью всевозможных палочек и молоточков извлекая звуки – от предельно высоких до самых низких, напоминающих дальние раскаты грома. Когда солист поднимается от этих урчащих басов к среднему регистру, воображение рисует шум волн, шорохи ночи, дыхание живой земли. Крайний звукочастотный верх – это ассоциации с шелестом леса, щебетом и свистом птиц.
В кульминационной части чудится звон колоколов, к которым ты оказался неожиданно близко, и все твое существо вибрирует, наполняясь ощущением расширяющегося пространства.
Но наступает последняя часть, и мнимая гармония кульминации распадается на рвущие нервы диссонансы. Словно, совершив путешествие во вселенной, звук теряет свою силу и рассыпается на хаотичное множество шумов. Деконструкция победила реконструкцию – но кто сказал, что окончательно? Ведь проект Петра Айду и всего Театра имени Наталии Сац продолжается.