Партнеры автозавода винят в кризисе вазовское руководство, поднявшее в сентябре отпускные цены на весь модельный ряд на 4 тысячи рублей. В итоге "Лады", о которых покупатель всегда говорил: "Пусть наши, зато дешевые", обогнали по стоимости недорогие иномарки - Renault Logan, Chevrolet Lanos и почти сравнялись в цене с Hyundai Accent. Рынок отреагировал мгновенно: в сентябре-2006 машин было продано на 24 процента меньше, чем в сентябре-2005. С тех пор восстановить объемы реализации так и не удалось. Почти совсем не продается "Калина", которую на АвтоВАЗе считают лучшим по конструкции и качеству отечественным автомобилем. Плохо идут и "десятки". Стабильным остался спрос лишь на самую дешевую "классику" и относительно дешевое семейство "Самара-2".
Тенденция просматривается вполне четкая: нынешняя вазовская продукция оказалась не нужна жителям больших городов. Например, в Москве продажи "Лады" упали почти до нуля, примерно такая же картина в Санкт-Петербурге. Но причина не столько в росте покупательной способности жителей мегаполисов, сколько в широте выбора и доступности автокредита. Если раньше подавляющее большинство покупателей вынужденно выбирали тот автомобиль, за который можно было заплатить меньшую сумму (а платить-то нужно было сразу!), то теперь стартовые цены на большинство иномарок уравнялись с вазовскими, а в некоторых случаях - даже ниже. Зато вазовская продукция, потеряв главный козырь - дешевизну, по-прежнему отстает от зарубежных конкурентов по качеству. И, что немаловажно, - по раскрученности бренда.
Лет десять назад один из топ-менеджеров АвтоВАЗа, в тысячный раз услышав заезженную фразу "реклама - двигатель торговли", вдруг спросил подчиненных: "Так мы, получается, без движка едем?" И был абсолютно прав. Но в те времена тольяттинские машины уходили со свистом без всякой рекламы. Теперь ситуация в корне изменилась. И первой жертвой стала самая выстраданная автозаводом "Лада-Калина", на которую на АвтоВАЗе возлагались очень большие надежды. Выпущенная на рынок практически без пиаровского сопровождения, она до сих пор остается не известной покупателю. Значит, нежеланной.
Впрочем, основная проблема ВАЗа - не в "Калине" и даже не в рекламе, а в неизменной стратегии, опирающейся на принцип: пусть плохонькое, зато дешевое. Даже сегодня на заводе рассчитывают выйти из кризиса за счет введения новогодних скидок, а в дальнейшем и некоторого снижения цен. За бортом остается коренной вопрос: смена имиджа тольяттинского автогиганта, превращение его в производителя высокотехнологичных и качественных отечественных машин среднего ценового сегмента. На это еще недавно было нацелено прежнее руководство, которое поставило на заводской конвейер "Ладу-Калину" и готовило на смену "десятке" значительно улучшенную модификацию "Лада-Приора". Пришедшие к руководству "оборонщики", похоже, взяли новый курс и намерены перепрофилировать АвтоВАЗ на сборку иномарок, вплоть до "Мерседесов".
В этом случае проще снести автозавод бульдозерами и построить новый. Но что в этом "промежутке" будут делать 120 тысяч работников АвтоВАЗа и полтора миллиона их смежников?