Нынешняя «Ночь искусств» в Москве открыла то, что обычно в музеях хранится под строгим запретом: «Не трогать!». А тут тронули — и еще как! В Музее музыкальной культуры открыли выставку, посвященную 100-летию Госколлекции струнных инструментов. Коллекция, как ни относиться к революционно-экспроприационному ее происхождению, сыграла громадную роль в продвижении нашего исполнительского искусства. А теперь можно было услышать живую игру шедевров.
Нам продемонстрировали звук виолончели мастера Пьетро Гварнери и скрипки мастера Санто Серафина, недавно отреставрированных по заказу России в мировой скрипичной столице — итальянской Кремоне. Объем и мощь звука такие, что, как на старте самолета, в кресло вжимает. Причем «сопрановый», как выразился скрипач Сергей Поспелов, голос инструмента Серафина удивительно подошел к музыке Шостаковича — его Второму трио, где и могучий бас гварнериевской «валькирии» в руках Александра Рамма пришелся совершенно впору. А дополнил ансамбль антикварный «Бехштейн» из коллекции Музея музыки под пальцами супруги Сергея Маргариты.
Скрипач Сергей Поспелов и виолончелист Александр Рамм сравнивают дерево коллекционных инструментов: редкий «птичий глаз» скрипки мастера Санто Серафино и более обычный «волнистый кедр» виолончели мастера Пьетро Гварнери
Не знаю, музыка ли так подействовала или магия старинных инструментов, но целых два министра культуры, Мединский и Кибовский, заехавшие в музей на открытие «Ночи искусств», задержались здесь аж на три часа. Будем надеяться, с пользой для этого важного для всех нас места. Что до меня, то я обратился ко всем трем начальникам, включая директора музея Михаила Брызгалова, с просьбой вернуть его учреждению имя Глинки. Ведь сейчас даже самолетам и аэропортам присваивают имена великих соотечественников, зачем же у главного отечественного музыкального музея отняли имя первого русского композитора-классика?
«Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Маноцкова написано специально для пространства Киевского вокзала
И еще одна неожиданная премьера, состоявшаяся в этот поздний вечер на Киевском вокзале. Там 26 певиц-любительниц в возрасте 45+ (верхнего предела не было) с галереи зала ожидания исполнили публике музыкальное сочинение Александра Маноцкова «Путешествие из Петербурга в Москву» протяженностью ровно час. Более точного попадания в литературный источник — великую книгу Радищева — представить невозможно. Сочинялась эта композиция в расчете именно на акустику и обстановку Киевского вокзала, но, как говорит автор, он и от Большого зала консерватории не отказался бы. Александр Сергеевич Соколов, уважаемый ректор консерватории, а вам это интересно?