РОЖАЙ... ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
34-летняя Инесса Григорьева давно мечтала стать суррогатной матерью, но попала в руки недобросовестных посредников. За попытку родить ребенка она расплатилась своим здоровьем.
- В позапрошлом году я обратилась в столичную компанию, которая занимается суррогатным материнством, - вспоминает Инесса. - Созвонилась, обговорила условия и выехала из Бузулука в Москву. Там мне провели медосмотр, но результатов не показали. Поселили в съемной квартире еще с двумя девушками. Квартирка та еще! Облупившиеся стены, стойкий запах кошачьей мочи... Жили на тысячу рублей в неделю. Но я знаю, что других кандидаток в суррогатные матери селили по шестеро, они спали вповалку на полу.
Потом выяснилось, что обследование Инессы провели формально.
- Для ускорения зачатия мне назначили гормональную стимуляцию. От этих препаратов мне с каждым днем становилось все хуже, но гендиректор уверял, что так и должно быть. После очередного обморока на улице я все же пошла в другую клинику, и там у меня обнаружили трехсантиметровую миому! Оказалось, что мне категорически противопоказаны гормоны. Однако когда я попыталась разобраться с врачами своей компании, мне показали мое письменное согласие. Но я эту бумагу раньше в глаза не видела! В общем, оплатили они мне операцию, и в прокуратуру я не пошла. Но матерью мне уже не стать - ни суррогатной, ни настоящей.
"НЕОБХОДИМЫЙ КУРС" СТРАННЫХ ТАБЛЕТОК
23-летняя Оля давно мечтала перебраться с трехлетним сыном Павлом в Москву. Денег в родном Курске катастрофически не хватало.
- Я узнала о суррогатном материнстве из репортажа по телевизору, - вспоминает Оля. - А уже через год паковала чемоданы - нашла, как мне казалось, хорошую фирму в столице.
В Москве Ольга прошла обследование и с первой же "подсадки" забеременела. "У нас в семье все плодовитые хоть куда", - хвастается девушка.
Врачи начали давать Ольге какие-то препараты.
- Названия не выговоришь, что за таблетки и для чего именно - никто толком не объяснял, а я пила их пачками, - говорит она. - Врачи называли их "необходимым курсом". Но очень скоро у меня начались боли, температура, обмороки.
Как потом выяснилось, ко многим из препаратов у Ольги была непереносимость. В итоге беременность прервалась, у девушки началась лихорадка, появились гнойники на ногах.
- Я стала непригодной, и меня просто выкинули на улицу.
Кто бы стал заботиться о здоровье девушки, которая не знает своих прав. Не хватило здоровья - на улицу. Следующая!
А ЗАЧЕМ ЕЙ ВООБЩЕ ПЛАТИТЬ?
Нижегородка Вероника суррогатной матерью стала почти случайно. До того как встретила на отдыхе в Крыму бездетную пару москвичей Антона и Вику, даже плохо себе представляла, что это такое.
- Познакомились мы пару лет назад на пляже, разговорились, - вспоминает Вероника. - Им очень понравился мой сынишка Андрюха. Он и правда у меня получился на славу. А через несколько дней они мне прямо предложили родить для них ребенка. Сразу обговорили цену и все условия - 260 тысяч рублей за один плод. Денег у 30-летней матери-одиночки Вероники не было, и она согласилась.
- Мне провели "подсадку", и я тогда даже не задумалась: а почему нет никаких документов? В общем, забеременела я сразу двойней. А это ведь двойная оплата!
Всю беременность Антон и Вика навещали маму, помогали и деньгами, и продуктами.
- Но где они сами живут, я не знала. Они говорили, что с радостью бы меня пригласили и даже билет оплатили бы, но мне нужен покой, да к тому же у них в квартире беспокойный пес. И тогда почему-то мне это не показалось подозрительным.
А за пять недель до родов генетические родители просто испарились. Ни звонков, ни визитов, телефон не отвечал.
- Я так разволновалась, что родила раньше срока, - говорит Вероника. - Но мальчик и девочка все равно вышли здоровенькими и довольно крепкими. В тот же день я от них отказалась.
Лишь потом Вероника узнала, что двух дней не прошло, как появились пропавшие генетические родители близнецов и попросили разрешения усыновить малышей.
- Но врачи-то все знали, я им все рассказала! - объясняет женщина. - Они сразу смекнули, что к чему, и пошли на принцип: заявили, что не отдадут детей, пока мне не заплатят. Заплатили-таки!
"РАЗВЕ МОЖНО НАЖИВАТЬСЯ НА ТАКИХ ВЕЩАХ?"
Жанна и Олег вместе уже семь лет. Познакомились еще на студенческой скамье и уже на втором курсе экономического факультета МГУ решили пожениться.
- Ребенка захотели года через два после свадьбы - молодые ведь были еще, хотелось погулять, - вспоминает Жанна. - Когда я узнала, что жду ребенка, на неделю как будто выпала из жизни. Ощущения были непередаваемые. А затем последовал выкидыш. А через год еще один.
Всего за два с половиной года Жанна перенесла три выкидыша. Вскоре врачи вынесли вердикт: родить эта пара сможет только при помощи суррогатного материнства.
Несколько лет копили деньги. В мае этого года Олег и Жанна через интернет нашли женщину из Хабаровска, готовую выносить их ребенка.
- Симпатичная девушка, здоровая, разговор вела интеллигентно, - вспоминает Олег. - Жена даже расплакалась.
Супруги выдали девушке 20 тысяч рублей на обследование... и с тех пор ее не видели. Телефон, конечно, не отвечает.
- Скажите, ну разве можно наживаться на таких вещах? - с дрожью в голосе вспоминает Жанна.
В августе пара обратилась в серьезную фирму по сопровождению суррогатного материнства. Сейчас Жанна и Олег уже "ждут ребенка".
ЖИВОЙ ИНКУБАТОР. ВАРИАНТЫ МОШЕННИЧЕСТВ
Сейчас в России около 15% семей не могут завести детей из-за бесплодия. Пять лет назад суррогатные матери просили за услуги квартиру в Москве, а теперь получают 450 тысяч рублей. И это притом, что генетические родители платят 1,6-1,7 млн. рублей. Большие деньги притягивают мошенников. Бывает, что сами суррогатные матери пытаются шантажировать родителей. Известны случаи, когда девушки не могут забеременеть с помощью программы и беременеют как придется - от своего молодого человека. А потом пытаются выдать ребенка за "суррогатного". Если родители не требуют экспертизу ДНК, это может получиться. В интернете можно найти список "суррогатных" мошенниц, на сегодняшний день в нем 50 фамилий. Тамара Клименко из Тулы договорилась о стандартной сумме оплаты, но как только забеременела, потребовала жилье в Москве. Марина Яковлева из Златоуста притворилась беременной, подделала медицинские справки и исчезла вместе с деньгами. По мнению экспертов, "суррогатные" мошенничества процветают в России из-за отсутствия четкого законодательства в этой области.