Край Москвы. Направо - болото, налево - МКАД. Посередине - забор с обрывками колючей проволоки. За забором десятки внимательных круглых глаз, устремленных в сторону непрошеных гостей. Всего в Русском соколином центре около 200 орлов, ястребов, сов и, конечно, соколов, а также 15 кошек, чуть меньше собак. Большинство птиц занесено в Красную книгу. Специалисты центра спасают редкие виды и выпускают в городскую среду. Те же птицы, которые остаются в центре, становятся главными действующими лицами соколиной охоты.
- Это Зевс. Он у нас маленький, еще годика нет, - знакомит со своим подопечным сотрудник центра Надежда Михайлова. По образованию она биолог-охотовед, работает с хищными птицами 12 лет. Начинала в зоопарке, затем перебралась в соколиный центр. На всю Москву - единственная женщина-сокольник.
При виде хозяйки сокол начинает покрикивать - эдакий ритуал приветствия. Зевс содержится в специальном вольере. Не обошлось без подселения - свои полтора метра ему приходится делить с ястребом. В природе такое соседство практически невозможно. Поэтому птиц держат на коротких веревках, которыми лапы привязаны к специальным тумбам - присадам. В таком положении птице удобно обозревать окрестности, но до соперника дотянуться трудновато.
"Птица не должна быть слишком ручной, иначе вместо охоты она будет "бегать" за человеком и просить есть. Но и совсем дикий сокол тоже не годится. Во всем нужно соблюдать меру", - объясняет Надежда. Всего у нее трое воспитанников. "Птицы - как люди: бывают добрые и злые. Примерно знаешь, чего от них можно ожидать".
Однако определенные правила безопасности соблюдать все же необходимо. Главное - никаких резких движений и командного голоса. Со строптивым человеком птица даже "разговаривать" не будет - улетит и поминай как звали. Кормят соколов только с перчатки. Иначе острый клюв и лапы могут поранить пальцы. Любимое блюдо - сырые мясные обрезки. Желудок у сокола не больше чем у кошки, поэтому за день он съедает всего 150 граммов мяса.
После обеда - два часа занятий. Первый месяц птицу приучают к руке, чтобы не боялась хозяина. И только потом начинают отпускать. Существует несколько методов тренировки - от свободного полета до работы с приманкой. В качестве последней используют игрушку или подсадную птицу. Ноу-хау сотрудников центра - полеты с воздушным змеем. Это учит птицу держать заданную высоту.
"Соколиная охота до сих пор остается привилегированным видом спорта, которым можно заниматься только профессионально", - говорит главный зоотехник Русского соколиного центра Александр Бородин.
Сезон охоты у сокольников начинается довольно поздно - в конце сентября. В Подмосковье подходящая дичь давно перевелась, поэтому за трофеями приходится выезжать в соседние области. Зрелище, как уверяют специалисты, потрясающее. Подобное редко удается увидеть в природе. Сокол охотится только на летящих птиц: от ласточек до гусей. Его удар по силе сопоставим с падающим кирпичом. Понятно, что, когда такая птичка на скорости 350 километров в час врежется в добычу, - не устоять. Природа наделила сокола и великолепным зрением: голубя он замечает с расстояния 8 км. Правда, не всегда попадает в цель: у необученной птицы из 40 атак только одна удачная.
В Англии подсчитали, что соколы-сапсаны за год уничтожили 16,5 тысячи голубей. Благодаря столь замечательным охотничьим качествам этих птиц используют в качестве охранников. В Подмосковье, например, обучают соколов охранять зерновые склады от мелких птиц. В ближайшие годы они появятся и на аэродромах. Будут отпугивать ворон и голубей, нередко создающих аварийные ситуации.
ИЗ ИСТОРИИ. Сокольничьи дворы известны на Руси со времен Рюриковичей. В конце четырнадцатого века на монетах Москвы широко чеканилось изображение всадника с соколом на правой руке. Позднее Иван Грозный учреждает звание сокольничего - высшего начальствующего чина в царской охоте. Однако при вступлении на престол Петра I о соколиной охоте забыли, а бывшие сокольники составили костяк Преображенского и Семеновского полков.