Одно из доказательств – возвращение на ярмарку издательств-мейджоров, таких как «АСТ» и «Эксмо», последние несколько лет выставку игнорировавших. Главная же, на наш взгляд, примета ММКВЯ, финишировавшей 7 сентября, – славянский дух и обилие иностранных флагов в фойе 75-го павильона ВДНХ.
Перед входом даже в будни не иссякала очередь, а внутри было не протолкнуться, и кого тут только не увидишь: от Вячеслава Полунина до Владимира Жириновского. Первый вместе с картонными клоунами представлял свою «Алхимию снежности» – книгу, помогающую жить. Второй бесплатно раздавал собственные «Мысли и афоризмы» и в компании Михаила Сеславинского, Геннадия Зюганова и кинорежиссера Сергея Соловьева открывал ярмарку. Тяга к буквоедству и печатному слову соединила несоединимое, сблизила людей по разные стороны баррикад.
Донецкие издатели – и тут же «болотные» либералы. Обвиняющий их в продаже Родины ветеран войны, убежденный сталинист поэт Владимир Бушин со сборником публицистики «Пятая колонна» – и рядом фигурант этой колонны, литературовед Мариэтта Чудакова. На фоне гигантских буквиц азбуки Кирилла и Мефодия, выполненных вятскими художниками, поет казачий хор – и совсем неподалеку вещают Борис Акунин с очередным томом «Истории Российского государства» и новые историки – Леонид Парфенов, Леонид Млечин, Дмитрий Быков, Татьяна Толстая. На другом фланге – посланцы Сербии, Македонии, Словении, Чехии презентуют проект «Сто славянских романов» и радуются тому, сколько в Москве внимания славянским языкам, которые на ярмарках Европы остаются на обочине.
Михалков не любит толстых книг
Одной из интриг ярмарки стала продажа очередного творения Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Тираж 70 тысяч! Автор, как всегда, отсутствовал. Оказавшись тем самым «единственным и неповторимым», как его характеризует в выходных данных книги издательство «Эксмо». Все другие не посчитали зазорным выйти к публике и доверительно с ней пообщаться. Пришел Николай Губенко с «Театром абсурда» – размышлениями о власти и сегодняшнем дне русской культуры. Никита Михалков с «Публичным одиночеством» – книгой интервью и дневниковых записей. «Толстенная получилась книжка. Я таких не люблю, – сказал он. – Но она чем хороша? Тем, что ее можно на любой странице начать и закончить. Это мысли и соображения на разные темы за много лет, выстроенные по алфавиту: Дом. Искусство. Женщина. Отец...»
Захар Прилепин рассказал, какие мистические истории происходили с ним во время написания романа «Обитель», удостоенного звания «Книги года». Да и все разыгрывавшееся на площадках ММКВЯ воспринималось как большой авантюрный роман. А то, что издатели из года в год сетуют на угасание интереса к чтению, вызывало сомнения.
Бумажный гордиев узел
Ярмарка, особенно в выходные, напоминала Ноев ковчег. Монстры книжного рынка в лице «Эксмо» и «АСТ» – и тихие робкие авторы, выпустившие стихи и мемуары за собственный счет. Все туго переплелось и смешалось. Вот Владимир Березин увлеченно рассказывает о советском литературоведе Викторе Шкловском, о котором он написал в серии «ЖЗЛ».Фигура и вправду легендарная, недаром Булгаков вывел его в «Белой гвардии» в образе офицера-авантюриста при гетмане Скоропадском, властвовавшем в Киеве в 1918-м.
Рядом на крымском стенде живейший интерес вызывает фолиант «Крым от древности до наших дней» за 5,5 тысячи рублей весом 6,5 кг. В первый же ярмарочный день купили три экземпляра. Кстати, среди финансовых фаворитов ярмарки были роскошный альбом-биография «Сталин», изданный «Белым городом», и энциклопедия «Сталин», выпущенная «Алгоритмом» и мгновенно раскупленная.
Несмотря на хронику текущих событий, Украина была представлена на ММКВЯ разнообразно. «Союз ветеранов Донбасса» предлагал «Род славянский» и «Русичей» – книги, авторы которых пытаются разобраться, кто же такие русские, в чем их самобытность.
Юрий Чернышов (харьковское издательство «Гуманитарный центр») привез элитарную переводную литературу по философии и психологии. Все издает по-русски. 70% харьковчан говорят по-русски, а читают по-русски все. О настроениях на Украине Юрий говорит, что разумные люди, сориентированные на взаимодействие и сотрудничество, заняты делом. Государственных границ для книги не существует. Спрашиваем: «А если запретят у вас русский?» В ответ: «Это все равно что запретить дышать».
На стенде издательства «Время» – собрание сочинений дочери Корнея Ивановича Чуковского Лидии – блистательного литературоведа и мемуариста, а также солженицынский «Август четырнадцатого». Глава издательства Борис Пастернак, конечно, досадует на дороговизну ярмарочного места – 450 тысяч рублей, которое вряд ли окупится. «Зато мы счастливы, что наш читатель – думающий, мыслящий, прекрасный: был, есть и будет. И потом, это ложное противопоставление: электронные и бумажные книги. Это сообщающиеся сосуды. Вы прочли что-то на электронных носителях – понравилось, хотите подарить это другу. И что, ссылку на сайт пошлете?.. Хорошо исполненная книга приятна во всех отношениях».
В чьих руках оружие?
В СССР книжный смотр на ВДНХ был грозным идеологическим оружием, на которое не жалели средств. Тогда нельзя было купить книгу – только взглянуть, полистать, а наиболее ушлым удавалось втихаря что-то стибрить. Теперь о мощных советских денежных вложениях остается только ностальгически вспоминать. «Прибыль ярмарки с каждым годом все меньше, – сказал ее директор Николай Овсянников. – На то, чтобы все это устроить, нужно больше 30 млн рублей. В период холодной войны США, Англия, Германия, Франция, Израиль брали себе внушительные площади, на что давались огромные деньги, шла пропаганда в чистом виде. Сейчас время коммерции. Электронная книга наступает, но никогда не вытеснит бумажную. Мое твердое убеждение, что засыпать мы будем и через 50 лет с томиком в руках. Мы никого не отсеиваем. Цензуры и Главлита нет. Среди 200 тысяч книг, здесь представленных, проконтролировать все невозможно». Что истинная правда.