Авиакатастрофа в Ярославле стала личной трагедией для всех россиян, но неожиданностью ее не назовешь. Даже власти подчеркивают, что данные печальной статистики в этом году еще менее утешительны, чем обычно. Эксперты ищут причины.
Официальные причины трагедии еще не названы, но уже большинство специалистов соглашаются — ошибка явно системная. Незадолго до трагедии в Ярославле вице-премьер Сергей Иванов огласил статистику авиапроисшествий с начала года.
«По состоянию на 11 августа с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек, — заявил Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. — По сравнению с 2010 годом количество катастроф возросло в два раза, а количество погибших в них — в четыре раза».
По словам вице-премьера, чаще всего трагедии случаются с устаревшими самолетами у авиакомпаний, в парке которых меньше 10 однотипных судов. «Авиакомпании-живопырки не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют двумя-четырьмя-шестью самолетами, не должны работать на рынке перевозок, — подчеркнул чиновник. — Я сейчас уже требую у Минтранса отбирать лицензии у компаний-живопырок, каких у нас сотни в стране и у которых три-четыре самолета максимум». Он отметил, что за последние годы произошел целый ряд авиакатастроф с самолетами небольших авиакомпаний: «Когалым-Авиа», «Рус-Авиа», «Ангара».
Тем не менее компания «Як-Сервис», владелица самолета Як-42 — один из крупных игроков на рынке авиаперевозок. А самолет Як-42 был выпущен только в 1993 году. 18 лет для самолета — это не так много. На Як-42 в течение трех лет летал сам Сергей Иванов. Также услугами «Як-Сервиса» пользовался депутат Госдумы Владимир Жириновский. Правда, тоже не без происшествий: в 2002-м самолет чуть не разбился из-за лопнувшего шланга. К счастью, тогда пострадавших не было.
Все старое и ржавое
В качестве основной причины участившихся трагедий называют устаревший авиапарк: загнувшаяся после краха СССР авиапромышленность не способна обеспечить страну необходимым количеством современных самолетов. «20 лет в авиапромышленность не вкладывали никаких денег — а теперь удивляемся, отчего самолеты постоянно падают. Авиапарк настолько устарел, что его нужно заменять полностью, — объясняет член Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Сергей Викулов. — К тому же постоянный лоббизм интересов западных авиакомпаний заставляет вкладывать деньги в иностранные самолеты. Так что вряд ли в ближайшем будущем ситуация изменится».
С другой стороны, авиаконструкторы говорят, что в принципе Як-42 — надежный самолет, дело в ненадлежащем уходе. «Если самолет 1993 года выпуска, то, по идее, его еще можно спокойно эксплуатировать, — рассказывает авиаконструктор одной из западных компаний Александр Филепков. — Но в российских аэропортах суда так некачественно обслуживают, что удивительно, как вообще самолеты долетают без происшествий».
По мнению эксперта, наиболее вероятной причиной трагедии могут быть неполадки с двигателем. «Самолет бы долетел, если бы сломался центральный двигатель, — продолжает Александр Филепков. — Но если неполадки с крайним двигателем, то шансов избежать крушения практически нет. В любом случае самолет будет крениться. Так что есть вероятность, что Як-42 упал из-за этого. К тому же есть предположение, что он зацепился за какой-то объект. Накренившееся крыло вполне могло зацепиться за что-либо. А вот версия с некачественным топливом вряд ли подтвердится: если самолету не подходит топливо, то он просто не взлетит, а Як-42 поднялся от земли».
Плановое техобслуживание самолета было проведено в августе в Казани. Тогда был заменен правый двигатель, поскольку у него закончился рабочий ресурс. Как объясняют в Татарстане, это вполне обычная ситуация. Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование причин случившегося.
Мог отказать двигатель
На данный момент отрабатываются две приоритетные версии: ошибка в пилотировании и отказ двигателя. В пользу первого варианта говорит то, что не было принято мер для экстренного торможения, которые обязательны в случае отказа двигателя. В пользу второго-то, что проблемы с двигателем у самолета уже были (один из них пришлось менять во время планового техосмотра в Казани). Еще одна популярная версия — это некачественное топливо. Но при этом тем же топливом был заправлен самолет, улетевший в среду утром из Ярославля в Норильск. Полет прошел нормально.
Цифры
- 81 человек погиб в России из-за авиапроисшествий с января до 11 августа
- 26 авиапроисшествий случилось с российскими авиакомпаниями с начала года до середины августа
- 14 авиакатастроф произошло в стране с начала года