В Воронеже ТКС-банк («Тинькофф Кредитные Системы»), принадлежащий миллиардеру и экс-пивовару Олегу Тинькову, судится с одним из клиентов, который для прессы проходит под псевдонимом Дмитрий Алексеев. Клиент требует от банка 24 млн рублей – в точном соответствии с договором, подписанным пять лет назад обеими сторонами.
Банк считает документ поддельным – значит, недействительным. А клиента – жуликом. Однако жители Воронежа поддерживают Дмитрия Алексеева и посмеиваются над Олегом Тиньковым. «Боже, что за страна? Мошенники у нас герои!» – пишет в «Твиттере» миллиардер, которого журнал Forbes в 2011 году назвал одним из самых необычных российских бизнесменов – сумасбродов, чудаков и эксцентриков.
Как рассказывают в ТКС-банке, они еще в 2008 году предложили Дмитрию Алексееву кредит, прислав ему по почте анкету-заявление. Именно таким нехитрым способом наши банкиры уже несколько лет вовлекают в свои сети доверчивых граждан, предлагая наличные немедленно, а расплату – потом. Отказаться от крупной суммы, когда в кармане пусто, не у каждого хватает решимости: клиент часто плюет через левое плечо и подписывает, даже не изучив в деталях условия будущего договора.
Алексеев, однако, изучил – и даже те строчки, которые напечатаны мелким шрифтом (другие их вообще не читают, на чем частенько накалываются). После чего предложил банку свой вариант условий – тех самых, прописанных мелким шрифтом. И отослал анкету обратно уже в переделанном и подписанном виде. Теперь уже в банке сделали ту самую ошибку – не прочитали мелкий шрифт, согласно которому клиент соглашался стать получателем кредита, но по нулевой ставке. Банк уже не мог требовать предусмотренные тарифами комиссии, а в случае одностороннего расторжения контракта обязывался выплатить заемщику 6 млн рублей.
Глупо? Невыгодно? Несправедливо? Все так. Но вспомните, что говорят наши банкиры клиентам, попавшим в беду из-за того, что когда-то подписывали не глядя абсолютно кабальные контракты: «Сам виноват, надо было раньше думать!»
То же самое сказал ТКС-банку заемщик Дмитрий Алексеев, когда у него наступили трудные дни, а банк расторг договор и через суд потребовал выплаты 45 тысяч рублей – долг с учетом комиссий. В ответ клиент вспомнил, какой именно договор он когда-то подписывал, – и согласился заплатить лишь 19 тысяч рублей, то есть основную сумму долга. Суд его поддержал.
А потом уже в суд на банк подал сам Дмитрий Алексеев. Ссылаясь на нарушение банком 8 условий договора (в том числе требование комиссий), потребовал выплаты компенсации в 24 млн рублей – опираясь на российское законодательство и пословицу «Написано пером – не вырубишь топором».
5 сентября будут слушания, которых ждет весь Воронеж. Говорят, по банковской статистике это один из самых «закредитованных» городов России…