"Автограф" - едва ли не единственная российская группа, игравшая так называемый прогрессивный рок. К этому направлению можно отнести таких музыкальных титанов, как Pink Floyd, Yes и в какой-то степени Led Zeppelin. Все они стремились поднять рок на уровень серьезного искусства. "Автограф" объединил действительно виртуозных музыкантов. Некоторые из них прославились потом, выступая в других составах. Например, саксофонист Сергей Мазаев возглавил группу "Моральный кодекс", певец Артур Беркут стал вокалистом "Арии". Группа вместе с "Машиной времени" и "Воскресеньем" вошла в ведущую тройку популярных коллективов Москвы. Собравшиеся после 15-летнего перерыва участники "Автографа" в полном составе дали несколько концертов в крупнейших городах России, которые прошли под общим названием "Автограф - 25 лет в золотом составе". О группе, причинах ее распада и недолгого соединения рассказывает корреспонденту "Труда" основатель команды Александр Ситковецкий.
- Александр, как родился "Автограф"?
- В мае 1979-го распалась группа "Високосное лето" (в ней играли Александр Ситковецкий, Крис Кельми, Саша Кутиков и Валера Ефремов, последние два потом составили ритм-секцию группы "Машина времени". - Прим. авт.). Я сразу взялся формировать новый коллектив. Начали репетировать уже летом - правда, без вокалиста. В сентябре вернулся Крис Кельми и привел Сергея Брутяна. Он и стал нашим первым вокалистом.
- Где состоялось самое первое ваше выступление, какие чувства вы испытывали?
- Существовали тогда так называемые оброки - бесплатный концерт раз в месяц на танцах. За это нам разрешали репетировать в маленьком подвальчике на улице Трофимова. И на "оброках" мы, еще не называясь "Автографом", играли танцевальные номера. Но как только нам предложили поехать на фестиваль "Весенние ритмы: Тбилиси-80", - стали готовить программу. Придумали название группы. Единственным прогоном перед фестивалем был концерт в клубе какого-то московского НИИ. А первое серьезное выступление перед зрителями прошло в Тбилиси. Жутко волновались даже мы с Крисом. Об остальных ребятах вообще молчу - никто же ни разу не выступал перед большой публикой.
- Тогда не было продюсеров. Как доставали деньги на хорошую аппаратуру?
- Деньги занимали и потом долго расплачивались. Мы никогда не жалели средств на музыку. И по техническому оснащению были впереди всех, работавших тогда в СССР в этом жанре.
- Когда пришли успех и признание?
- Вначале заняли второе место на фестивале "Тбилиси-80". Получили дополнительно призы за лучшую песню и реальное признание профессионалов в музыке - таких как Юрий Сергеевич Саульский. В те времена в нашей культуре была своего рода оттепель, о группе хорошо написали в прессе. И мы, что называется, проснулись в одно утро знаменитыми. В1982-1984 годах был период жесткого запрета рок-музыки в СССР. А с приходом Горбачева снова выдалось послабление, и мы выиграли тендер на участие во всемирном фестивале Live Aid for Africa, который состоялся 12 июля 1985 года. С помощью телемоста "Автограф" выступил в прямом эфире из студии в "Останкино". Огромная мировая аудитория нас приняла, после чего последовали пять лет гастролей за рубежом. Это был второй этап признания. А закончилось все контрактом и выпуском пластинки в США в 1989-м.
- Интересно, узнавали вас на улицах?
- Да нет. Мы же не были эстрадными артистами. В те советские годы рок-музыку не слишком жаловали. Фирма грамзаписи "Мелодия" не хотела выпускать нашу дебютную пластинку несколько лет. Фотографий коллектива "Автографа" у поклонников тоже не было. Видеоролики по ТВ не показывали. Ни в каких передачах нас не снимали. Поэтому люди не знали нас в лицо. Конечно, публика знакомилась с нами на концертах, но такой массовой популярности, которая возможна сейчас, даже отдаленно не было.
- Трудно ли было в советские времена выехать на гастроли за рубеж?
- Очень сложно. Но мы сделали стратегический ход - в 1983 году подали заявку на участие в 7-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где вместе с нами участвовали только эстрадники и фольклорные коллективы. И там получили второй приз - после Надежды Бабкиной и Владимира Назарова. Этот успех открыл нам путь за границу.
- В отличии от СССР, где рок-музыку в те годы гнобили,на Западе мы чувствовали себя настоящими звездами. Отношение публики было как к местным знаменитостям. Нам выпала честь познакомиться и сыграть на одной сцене с такими музыкантами, как Карлос Сантана, группы Chicago, Бонни-Рейт и многими другими. Работали с Дэвидом Фостером - известнейшим продюсером. Для нас, само собой, и было главным не сама поездка за границу с целью путешествия, а возможность общения с известными музыкантами и деятелями музыкального бизнеса.
- "Автограф" прекратил существование. Потеряли своего зрителя или просто устали?
- Тут много чего сошлось. Мы провели два года в Америке. За это время дома "Автограф" успели подзабыть. В конце 1989 года вернулись и нас встретило пространство клонированных "ласковых маев" и "миражей", которые по городам и весям распевали под фонограмму. Наша серьезная и требовательная к высокому техническому оснащению музыка оказалась не нужна. Это сильно расстроило. Ребята решили взять тайм-аут, который, как видите, затянулся на 15 лет.
- Чем занимались, когда расстались?
- У всех сложилось по-разному. Одни сначала остались в Америке после выпуска там диска. У Гуткина была собственная студия звукозаписи, и он стал лидером интересной группы Garden of Joy. Беркут в Штатах выступал во множестве коллективов. Потом вернулся в Россию, и сейчас он вокалист группы "Ария". Михалин и Макаревич остались в Союзе и тоже занимались музыкальным бизнесом. Михалин продюсировал известных артистов, Макаревич преподавал и играл на концертах на фортепьяно. Никто из нас не выходил из музыкального бизнеса.
- Не жаль было покидать сцену? Ведь та же "Машина времени" продолжала существовать, записывать альбомы...
- У нас было стойкое ощущение, что делаем все правильно. Каждый из пятерых музыкантов "Автографа" почувствовал, что нам больше нечего сказать. В тот момент следовали велению сердца и здравого смысла.
- И вот вы снова вышли на сцену. Какие впечатления остались от общения со зрителями?
- Мы были ошеломлены тем, что нас встретили с такой любовью. Пришло много поклонников, некоторые принесли старые обрывки билетов с концертов 80-х годов. Они привели своих уже взрослых детей. Люди пели вместе с нами. Это нас тронуло до глубины души.