Особая напряженность диспетчерского труда связана, по научно-медицинской формулировке, с "информационной перегрузкой головного мозга в условиях хронического эмоционального стресса и дефицита времени". Словно дамоклов меч висит над ними угроза совершения ошибки, цена которой - жизни сотен людей.
"Бывает, на связи одновременно 10 - 15 бортов, а радиолокатор по какой-либо причине отказал. Или пропала "картинка" на дисплее. Тогда принцип "слышу, вижу, управляю" не срабатывает. Не слышу, не вижу, а управлять надо", - сетует авиадиспетчер 1-го класса, председатель профсоюза "Аэронавигация Юга России" Юрий Батагов. - Только опыт и спасает".
Непомерные нервно-психологические нагрузки вкупе с невысокими окладами не привлекают молодежь. В Волгограде за последние восемь лет пришли работать диспетчерами только три молодых специалиста. А в Сочи за десять лет - лишь два. Такая же картина в других регионах Южного федерального округа. Да и в стране средний возраст авиационного диспетчера - 45 лет. Некоторым покажется абсурдом, но, чтобы прокормить свои семьи, представители этой профессии в свободное от дежурства время вынуждены подрабатывать на стороне. Тайком от начальства. Если это станет известно, могут уволить - такие случаи были. Нельзя нарушать служебную инструкцию, согласно которой авиадиспетчер должен приходить на работу отдохнувшим. Полноценного отдыха часто нет и по другой причине. Николай Крат, авиадиспетчер с многолетним стажем, вместе с семьей живет в служебном общежитии на улице Шолохова, 266. Единственную на четверых 15-метровую комнату вынужден перегородить шкафом, чтобы выделить уголок для двоих подрастающих детей. У соседа, Андрея Карпова, в такой же комнате главное место до недавнего времени занимала трехъярусная кровать, поскольку детей в семье трое. Александр Скрынник, вырастивший в общежитии двоих дочерей, там же растит теперь внуков. Перспектив с жильем у них и их коллег - практически никаких.
А в последнее время на кухне, единственной на этаже, где вынуждены готовить еду 20 семей, только и разговоров, что о предстоящих увольнениях. Федеральное предприятие "Госкорпорация по организации воздушного движения" провело реорганизацию, укрупняя центры по управлению воздушным движением. Некоторые из них будут преобразованы, а иные упразднены совсем. "Обстановка в коллективах накалена до предела, - говорит Юрий Батагов, - больше всего людей пугает неизвестность". В частности, работники Волгоградского районного центра управления полетами устали задавать начальству вопросы - будет ли сокращение, когда, кого именно уволят? Ответ один - ждите.
Работать и ждать, что не сегодня-завтра тебя выбросят на улицу, - по силам не каждому. 44-летний авиадиспетчер из Волгограда длительного прессинга неизвестности не выдержал, попал в психиатрическую больницу. Врачи подтверждают: причина болезни - эмоциональные перегрузки.
Профсоюз авиадиспетчеров - один из самых бесправных в стране.
В последнее время очень четко и последовательно осуществляется политика "выдавливания" авиационных диспетчеров с рабочих мест. Так, в тех же Минеральных Водах 16 работникам предпенсионного и пенсионного возраста объявили: "Скоро будет аттестация. Вы ее, конечно, не пройдете". У 52-летнего Валерия Лаптева от этого известия случился сердечный приступ. "Скорая помощь" увезла его в больницу прямо с работы. А 16 человек вскоре вынуждены были подать заявление об уходе "по собственному желанию".
- Теперь, - поясняет руководитель профсоюзного комитета авиадиспетчеров Минеральных Вод Александр Кравченко, - ощущается нехватка персонала. Если, не дай Бог, заболеют одновременно двое, заменить их некем.
Уведомления о предстоящем с 1 сентября увольнении получили работающие в Сочи Анатолий Саночкин, Вадим Виноградов, Игорь Папарука и Андрей Петров. Все они - активисты профсоюза. А последний возглавляет профком авиадиспетчеров. Подобное оставлять без последствий они не хотят и намерены обратиться с заявлениями в суд.
Как известно, в результате трагедии, случившейся 2 июля 2002 года, когда над Боденским озером столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг-757", погиб 71 человек. В том числе 52 ребенка. Одной из основных причин авиакатастрофы, определил руководитель расследования Йорг Шенеберг, - то, что "руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушениями инструкции, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера". Трагически погибший позже диспетчер компании "Скайгайд" в ту роковую ночь, как известно, метался один между двумя экранами радаров...
Как пояснил корреспонденту "Труда" Юрий Батагов, не исключено, что проводимые предприятием "Аэронавигация Юга" преобразования в итоге приведут к тому, что и в России за двумя пультами будет находиться один диспетчер. "К тому все и идет, - подытожил он. - В Нальчике, Владикавказе и Анапе уже сегодня не хватает специалистов по управлению воздушным движением. По некоторым данным, из 130 человек, работающих в Волгограде, 60 попадут под сокращение. А в Сочи уже сегодня зачастую один диспетчер дежурит за двумя пультами".
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Вчера в Уфе профсоюз авиакомпании "Башкирские авиалинии", в который входит около 450 человек, объявил бессрочную забастовку. Только за первые часы забастовки сорвалось несколько рейсов, в том числе в Москву, Нижневартовск, Стамбул, Норильск... В руководстве компании действия профсоюзных лидеров считают "сумасбродством" и готовят документы для разрешения конфликта в судебном порядке.
Противостояние между профсоюзом и администрацией по поводу нового коллективного договора длится уже несколько месяцев. Переговоры оказались безрезультатными. Список требований персонала исчисляется десятками пунктов - от повышения зарплаты до социальной защиты пенсионеров.
За последние два года численность летного состава "Башкирских авиалиний" сократилась на 50 процентов.