Каждую неделю на последней странице газеты «Труд-7» выходит особая колонка, в которой наш уважаемый книгочей дает квалифицированные советы, на какие новые интересные литературные произведения и почему стоит обратить внимание. Лично я всегда стараюсь следовать его рекомендациям и вам советую. Хотя должен признать, что новости с отечественного рынка приходят, мягко говоря, тревожные.
На днях в Москве проходил, наверное, самый известный книжный фестиваль страны — «Красная площадь». Длился он пять дней и завершился аккурат в годовщину рождения Александра Сергеевича Пушкина. Согласно первым отчетам его организаторов, свою печатную продукцию представили около 400 издательств из 56 регионов России, а количество посетителей превысило 200 тысяч.
Позитивная новость? Безусловно. Вроде бы доказывает, что не зря СССР величали самой читающей страной в мире и россияне не утратили вкус к качественной литературе.
Но почему-то у нас вечно так — происходящее во время проведения больших и пафосных мероприятий (а «Красная площадь», безусловно, относится к таковым) имеет мало общего с реальной жизнью.
Почему так думаю? А просто увидел свежие данные Российской книжной палаты (РКП), которые еще до начала фестиваля были представлены на отраслевой встрече «Книжная отрасль в России: время консолидации». Оттуда следует, что общий тираж книг и брошюр в РФ в январе — марте 2023 года снизился аж на 23% по отношению к первому кварталу прошлого года и составил 69 млн экземпляров (годом ранее было 90 млн). Количество наименований за период также снизилось на 13%, до 26 тысяч единиц.
Плохая статистика. Особенно если учесть, что совсем недавно, в феврале, Книжная палата официально подвела итоги 2022 года. И тогда цифры звучали куда более оптимистично. Согласно отчету РКП (есть на сайте этой организации), всего в 2022 году в нашей стране было выпущено 108 тысяч книг и брошюр. Это всего-навсего на 0,3% меньше, чем было в 2021 году. А общий тираж вообще вырос на 0,8%!
И тут — такой обвал...
Причины понять нетрудно. Для начала можно посмотреть на авторов, чьи книги были наиболее востребованы у читателей в прошлом году. Итак: в 2022-м абсолютным лидером нашего рынка был американский писатель Стивен Кинг. На втором месте со своими произведениями значился классик русской литературы Федор Достоевский, на третьем, четвертом и пятом местах вновь стояли иностранцы — Агата Кристи, Эрих Мария Ремарк и Джордж Оруэлл соответственно. Год назад Российский книжный союз оценивал долю иностранных авторов в совокупной выручке российского книжного рынка в 40%.
После начала специальной военной операции на Украине целый ряд сверхпопулярных зарубежных авторов (среди них Стивен Кинг и Джоан Роулинг) официально приостановили работу с российскими издательствами. Результат не замедлил сказаться — в первом квартале 2023 года самым издаваемым писателем в России стал митрополит Тихон (Шевкунов), на втором месте оказался Алексей Иванов (с книгой «Бронепароходы»).
Кроме зарубежных санкций специалисты выделяют и другие причины кризиса российского книжного рынка. Говорят про острый дефицит кадров в секторе книжной полиграфии — а в нем трудятся в основном мужчины. Про серьезную нехватку мелованной бумаги — ее Россия выпускает около 65-75 тысяч тонн в год, а нужно 170-200 тысяч. Про проблемы с печатной техникой, запчастями к ней и расходниками...
Впрочем, все это причины скорее технические. Я бы главной бедой отрасли назвал отсутствие поддержки чтения в России на государственном уровне. У нас высшие руководители страны вообще что-то, кроме справок и докладов, читают? Не уверен. Потому что не видел. Могу вспомнить широко тиражировавшиеся ранее изображения Ленина, Брежнева, держащих в руках газеты, и Сталина — книгу. Вольно или нет, но на них равнялось все чиновничество Союза. А вот начиная с Горбачева и далее ничего на память не приходит.
Странно это...