В российском кино зреет революция. Никита Михалков еще выигрывает тактические бои в старом Союзе кинематографистов, но всем очевидно: трон под некоронованным киномонархом зашатался. Рано или поздно он рухнет.

В последние месяцы в киноиндустрии произошло сразу несколько важных событий, которые на первый взгляд кажутся несвязанными. Массовый приход в кино режиссеров-дебютантов, борьба за омоложение Союза кинематографистов, переориентация финансовых потоков и провал в прокате громкого блокбастера «главного режиссера» страны свидетельствуют о приходе нового поколения.

В блогосфере теперь стало модным ругать Никиту Михалкова — большинству он не симпатичен ни как режиссер, ни как номенклатурный работник. Козырем Михалкова служит административный ресурс, но рано или поздно общественное мнение всегда побеждает. Возможно, именно блогеры станут той силой, что расшатает трон Никиты Сергеевича.

Союз кинематографистов будет разрушаться дальше

Раскол Союза кинематографистов начался в декабре 2008-го — главой был избран Марлен Хуциев, но затем Никита Михалков с помощью суда подавил бунт. В конце марта 2009 года на внеочередном съезде СК он был вновь избран председателем союза. Недовольство авторитарным руководством вылилось во что-то конкретное весной 2010-го. Письмо «Нам не нравится» подписали кинематографисты, недовольные михалковской политикой и вышедшие из состава СК. Затем был избран состав учредителей нового киносоюза, в который вошли Владимир Досталь, Алексей Герман-младший, Андрей Прошкин, Виталий Манский, Борис Хлебников. Съезд новой организации должен состояться через несколько месяцев. На данный момент сложно прогнозировать, к чему приведет работа этого союза, но свою первую миссию — обозначение оппозиции — он выполнил. Съезд же старого СК, который должен был пройти в апреле, отложился — многие члены московского отделения не сочли нужным явиться.

Александр Роднянский отдаст «Кинотавр» на откуп молодым

В этом году Александр Роднянский откупил у Игоря Толстунова его долю в фестивале «Кинотавр» — поводом стало предложение самого Толстунова, после кризиса не имеющего возможности вкладывать в кинофестиваль собственные средства и отмечающего, что финансовые возможности Роднянского позволяют ему содержать фестиваль. По словам полноправного владельца «Кинотавра», фестиваль останется на плаву, а слухи о его скором закрытии и смене дислокации с Сочи на Ялту оснований под собой не имеют. Также компании Роднянского AR Films теперь принадлежит контрольный пакет акций компании «Кино без границ», специализирующейся на арт-хаусном кино. Президентом компании по-прежнему остался Сэм Клебанов, который полагает, что партнерст-во с Александром Роднянским позволит увеличить закупки артхаусного кино и повысить таким образом его авторитет и популярность. На «Кинотавре» в этом году еще больше дебютных фильмов, чем в прошлом. Так что под крылом Роднянского сейчас находится кино молодых и кино для умных. Это не те направления, на которых здесь и сейчас можно много заработать, но в перспективности им не откажешь.

Провал фильма «Утомленные солнцем-2» был предрешен

Жесткий рекламный напор натолкнулся на стену зрительского равнодушия. Несмотря на то что школьников заставляли смотреть картину Михалкова целыми классами, а некоторым однозальным кинотеатрам вменялось в обязанность демонстрировать «УС-2» вместо пользующегося большей популярностью сиквела «Железного человека», сборы фильма составили всего 7 465 086 долларов. На выбор зрителей не повлияло даже то, что, рекламируя свою картину, режиссер появлялся на телеэкране по несколько раз в день, задействуя при этом даже спортивные каналы. После несколько неожиданного появления «Утомленных солнцем-2» в программе Каннского кинофестиваля и разговоров о том, что Никита Михалков плавал на яхте с председателем каннского жюри Тимом Бертоном, было много предположений, что картина обязательно получит хоть какую-нибудь награду, но и в Каннах труд режиссера никто не оценил. Занятно, что информация обо всем происходящем с Никитой Михалковым, равно как и интервью с ним, вызывает огромный интерес, в отличие от фильма: талантливый Михалков-актер, для самых разных ситуаций весьма умело подбирающий слова, жесты и выражения лица, более любезен народу, чем неприятный Михалков-политик и непонятный Михалков-режиссер.

Новое время — новые песни

О новом поколении, пришедшем в режиссуру, всерь-ез начали говорить еще до «Кинотавра-2009». Но именно этот фестиваль, открывшийся альманахом «Короткое замыкание» и включивший в свою конкурсную программу картины Алексея Мизгирева, Бориса Хлебникова, Николая Хомерики и получивших награды фестиваля Ивана Вырыпаева и Василия Сигарева, продемонстрировал практически весь набор новых людей и новых тенденций: мрачная, страшная Родина, власть как носитель абсолютного зла, всеобщая вялость, преодолеть которую получается лишь у обладателей какой-либо сумасшедшей страсти — матери ли в «Волчке» Сигарева, отчаянно ищущей красивую жизнь, или благородного безумца из «Сумасшедшей помощи» Хлебникова. Обвинение в беспросветности преследует многих представителей «поколения нулевых», но ее можно объяснить тем, что мировой кризис накладывается на их собственный кризис среднего возраста.

Они стояли молча в ряд, их было восемь

В марте состоялось заседание совета Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, на котором были объявлены кинокомпании, получившие от государства финансовую поддержку сроком на два года. Это Art Pictures, «Базелевс», «Дирекция кино», «Профит», «Рекун», «СТВ», «ТРИТЭ» и «ЦПШ».

Глава фонда Сергей Толстиков, говоря о системе возврата государственных денег, выделенных студиям, привел такой пример: если господдержка составила 70%, то возвратить надо будет 7% кинотеатральных сборов. Восьми студиям ушли не все деньги, которые имелись в фонде, — часть финансов предназначена на премии тем компаниям, фильмы которых по-смотрит больше миллиона зрителей, а также для поддержки социально значимых проектов. Определять конкуренто-способность проектов, заявки на которые будут поступать в фонд, станет экспертный совет, состоящий из известных кинематографистов и продюсеров. Подобная ситуация, а также установка на социальную значимость и высокие сборы способны привести к тому, что среди снимаемых в России картин будет увеличиваться количество комедий, боевиков и незатейливых мелодрам в ущерб другим жанрам, не столь любимым большинством зрителей.

 

Никита Михалков, режиссер: «Раскола в Союзе кинематографистов нет»

Раскола в Союзе кинематографистов нет. Подписали письмо о выходе из союза 97 человек, из них больше половины никогда и не были членами СК. Некоторые из них, как Отар Иоселиани, живут за границей, к тому же он был членом СК СССР, а не России. Из оставшихся больше половины не платят взносы и, согласно уставу, могли быть давно исключены из союза. Остались максимум человека четыре. Так о чем разговор?

 

Алексей Герман-старший, режиссер: «Зачем ради хорошей кассы создавать кино, которое уродует вкус?»

Кинематограф болен, и это наблюдается во всем мире. Но сильнее всего болен наш кинематограф. Тут никто не виноват и в то же время очень даже виноват. Мне совершенно наплевать на то, где на фильм возьмут деньги. Да, это трудное дело — находить деньги на кино, но зачем ради хороших кассовых сборов создавать кино, которое уродует вкус?

 

Сергей Дебижев, режиссер: «В нашем кинематографе много застойных процессов»

В нашем кинематографе, как ни в каком другом, очень много застойных процессов. Какие-то новые идеи появляются, но они быстро сводятся к рутине. Если смотреть правде в глаза и взять весь вал кинопроизводства, то элементов искусства в нем крупицы. Это мизер, и про этот мизер массовый зритель не знает.

 

Леонид Верещагин, генеральный директор студии «ТриТэ»: «Наш кинорынок расширяется»

В этом году Россия вышла на третье место в Европе по прокату голливудских картин — это свидетельствует о том, что наш кинорынок расширяется. И одним из важных моментов для поддержки отечественного кинопроизводства может стать копродукция — ее роль в России возрастает, и это направление может привлечь к России внимание ведущих мировых кинопроизводителей. Особенно оно важно для тех компаний, которым будет выделять деньги Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии — у них есть серьезный повод вступать в копродукции с европейскими и латиноамериканскими партнерами.

Андрей Плахов, кинокритик: «Индустрия не умрет, а будет приспосабливаться»

Кризис, безусловно, отразился на мировом кинематографе — это чувствуется сейчас и будет чувствоваться потом. Российское кино год прожило по инерции, а теперь мы не знаем, что будет дальше. Ясно, что индустрия не умрет, а будет как-то приспосабливаться. Значит, какие-то формы будут уходить и какие-то новые лазейки открываться, неслучайно в игровое кино приходит все больше кинодокументалистов — они умеют снимать своими методами и не опасаются небольших бюджетов.

 

Прогноз: Кто станет новым Никитой Михалковым?

Федор Бондарчук

Потому что снимает дорогие масштабные полотна, получил похвалу от Владимира Путина, ловко уходит от каверзных вопросов и заранее отрастил усы.

 

 

 

Тимур Бекмамбетов

Потому что знает, каким должен быть пример для подражания, апеллирует к лучшим человеческим чувствам и имеет полезные связи за рубежом.

 

 

 

Александр Роднянский

Потому что видит перед собой определенную цель, хорошо считает, а также постепенно и аккуратно завоевывает все больше и больше кинопространства.