Музыкальный фестиваль «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге посвящен в этом году памяти маэстро Юрия Темирканова. Именно он в 1999-м стал инициатором нового праздника и все последующие годы, вплоть до своего ухода из жизни в минувшем ноябре, был его бессменным художественным руководителем. А точнее сказать, его душой.
Востребованность Темирканова как дирижера с годами только росла. Выступал он на всех знаковых мировых сценах, оставаясь при этом человеком доброжелательным, искренним, с великолепным чувством юмора. Как заметил однажды Олег Табаков, вручая Темирканову премию «Триумф»: «В тебе жив еще мальчишка. Сохранить это свойство удается очень немногим. Несмотря на величие твоего искусства, Юрий, ты по-прежнему веселый и хороший человек».
Убедиться в справедливости этих слов довелось и корреспонденту «Труда», как-то раз попавшей на репетицию оркестра в Большом зале Петербургской филармонии. Обстановка серьезная, несколько часов до концерта. Посторонние не приветствуются. Села в партере подальше от сцены, не дышу. Дирижер что-то говорит музыкантам. Медленно, с расстановкой, очень тихо (знавшие Юрия Хатуевича отмечали: никогда ни на кого не повышал голоса). Не могу уловить слов. Решаюсь пересесть поближе. Прокралась в первые ряды. Вроде бы не заметил. Но вот оркестр умолк. Маэстро повернулся в мою сторону, погрозил пальцем, приложил его к губам и: продолжил репетицию.
Позже, во время интервью, я спросила, почему он не выставил меня из зала. А Темирканов удивился вопросу: «Музыка и насилие несовместимы». Главное впечатление от той встречи — его жест. Дирижировать без палочки Темирканов привык смолоду. Как писала мировая пресса, «его руки столь выразительны, что кажется, это еще один инструмент оркестра».
«Площадь искусств» была любимым детищем Юрия Хатуевича. Родилась идея в тревожные 1990-е годы, когда, казалось, не до культуры. А он считал, что без нее, да еще несолнечной, безвитаминной питерской зимой никак нельзя! Увлек идеей многих известных музыкантов как в своей стране, так и в Европе, Америке, Азии.
В этом году приедут все, кого он хотел бы видеть и слышать в свой юбилей. До своего 85-го дня рождения маэстро не дожил чуть больше месяца. Но вся программа, в соответствии с его светлой натурой, будет праздничной и жизнеутверждающей. В ней сочинения Прокофьева, Малера, Брамса, Шопена, Чайковского, Равеля: Выступят оркестр «Виртуозы Москвы», ансамбль «Солисты Москвы», хор Большого театра, оркестр старинной музыки Pratum Integrum, И, конечно же, родной академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
Почтит память Юрия Темирканова и Мариинский театр. Его симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева даст 18 декабря концерт в Большом зале филармонии. А за несколько дней до этого в самом театре покажут оперу «Евгений Онегин» в постановке Юрия Темирканова 1982 года. Юрий Хатуевич, тогда худрук и главный дирижер труппы, попробовал свои силы и в качестве режиссера-постановщика.
«Я очень много учился у него. Как и другие музыканты моего поколения, — сказал Валерий Абисалович. — Юрий Хатуевич культивировал как непреложный закон колоссальное уважение к композитору, за произведение которого театр берется. И мы стараемся этот курс продолжать».
P.S. Пройдет XXIII фестиваль «Площадь искусств» с 14 по 24 декабря. Традиционно вместе с филармонией в нем участвуют также Русский музей, Театр музыкальной комедии, Михайловский театр.