Главная Культура 21:37 08 Декабря 2018 2395
Послание от Солженицына

Как жить не по лжи? Вопрос, особенно актуальный в эти дни, когда отмечается столетний юбилей писателя

Сергей Бирюков

11 декабря исполнится ровно век со дня рождения Александра Солженицына. Автора «Одного дня Ивана Денисовича», «Архипелага ГУЛАГ» и других знаменитых произведений. Безусловного классика, чьи произведения проходят в школе. Именем лауреата Нобелевской премии называют улицы, ему ставят памятники... Но живем ли мы «по Солженицыну»? Так, как он сам сформулировал, — «не по лжи»?

На днях на книжной ярмарке Non/fiction вдова писателя Наталия Солженицына и издательство «Слово» представили вновь вышедшую книгу «Крохотки» Александра Исаевича. Вещь, в общем, известную, хотя среди прочих главок есть в ней и такая, что читателю не знакома: в массе рукописей и хлопотах многочисленных переездов-переселений запись под заголовком «На последнем...» затерялась. Потом, к радости ее автора, нашлась, но только сейчас дошли руки до ее первой публикации.

Казалось бы, ну что «Крохотки», когда есть тот же «Архипелаг ГУЛАГ», уж не говорим о 10-томной эпопее «Красное колесо». Но жанр миниатюрной записи-притчи был дорог сочинителям испокон веков, ему отдавали дань и мыслители античности, и мудрецы Нового времени. А что, как не «крохотки» своего рода — тургеневские «Стихотворения в прозе»? Из таких наблюдений ведь и складываются потом романы мирового значения.

Наблюдал и сочинял Александр Исаевич всегда. Только писать не всегда была возможность: в лагере это строго запрещалось, и все, что сложилось за те восемь лет в голове, Солженицын в ней же и сохранил, развив феноменальную память. Когда, отбыв срок, получил статус «просто» ссыльного, карандаш в руках перестал быть проступком. Но оставался вопрос: что именно этим карандашом написано? И где гарантия, что днем, пока он преподает в местной школе математику, физику и астрономию, домой к нему не наведается опер... Поэтому писать он по-прежнему не торопился. Потом выяснится, что объем запомненного — 12 тысяч строк. Старший товарищ Солженицына по ссылке Николай Иванович Зубов — врач, человек живого, изобретательного ума, был поражен: как можно так изнурять мозг? И научил Александра Исаевича, тогда просто Саню, фотографировать бумажные листы, которые после этого можно было уничтожить, а кадры, во много раз меньшие по размеру, чем бумага, хранить, допустим, в двойном дне ящичка для обувных щеток.

Так в жизнь Солженицына вошла фотография. Склонный к системности во всем, чем бы ни занялся, он серьезно изучил и полюбил это дело. И потом, когда появилась возможность переехать в Центральную Россию, осуществил свою давнюю мечту — пользуясь длинными летними учительскими каникулами, ездил, преимущественно по сельским местам, на велосипеде. Фотографировал немыслимой красоты природу, с которой так контрастировал вид разоренных войной и колхозами деревень. На обороте каждого снимка делал короткую запись — они чаще всего и становились зернышками «Крохоток».

Интересно, что в изгнании «Крохотки» не писались. Только дома. Поэтому между двумя их сериями, 1960-х и 1990-х, такой перерыв. Когда встал вопрос, чем иллюстрировать заметки, обратились к художнику-рисовальщику — но получалось как-то в лоб. И тут Наталию Дмитриевну осенило: ведь сам же Солженицын все проиллюстрировал — фотографиями! Так книга обрела свой окончательный облик: справа текст, слева — снимки, причем без ретуши, в оригинальном размере 6?9, знакомом всем, у кого дома есть семейные альбомы со скромными (мало кто мог позволить себе дорогую крупную печать) карточками малого формата.

Есть особая доверительность в этой связке — между заметками об утенке в куриной семье и видом рязанской деревни с тем самым Матрениным двором; зарисовкой о есенинском, тогда еще совсем не музейном Константинове — и снимком стога сена, чей купол напоминает маленький храм; горько-иронической репликой о могиле поэта Полонского — и тоскливо-прекрасным окским пейзажем с церковкой в отдалении и присевшим на косогоре человеком (по-видимому, это сам Александр Исаевич, попросивший кого-то запечатлеть запавшую ему в душу картину коренной Руси).

Все это есть послание нам сегодняшним. Не зря на тисненой обложке книги, изображающей срез дерева, не напечатано даже, а будто выцарапано имя автора. Так зеки на лесоповале метили срезанные бревна — а на станции, куда эти бревна обычно свозились, приходили родственники в надежде увидеть такую метку и понять, что человек жив.

Но доходят ли до нас солженицынские метки? Нет ли ощущения, что его послания не очень-то нужны нынешнему обществу, которое убеждено (или ему это хорошо внушают), будто оно вполне стабильно, все делает правильно, народ и власть едины и т. п.? Не проходит ли нынешний юбилей слишком официозно, без того информационного гула, которого достоин? Задаю этот вопрос Наталии Дмитриевне.

— А вы мне можете указать реальные на сегодня площадки для такого общественного гула? — звучит ответ. — Впрочем, телевидение очень даже отмечает, там в декабре идет по нарастающей. Интернет? Как отвечающая за новостную часть нашего сайта знаю: каждый день приходят 50-80 ссылок на материалы, связанные с Солженицыным. Только каких ссылок! Примерно четверть — это площадная ругань. В нашем обществе, к сожалению, нет дискуссии. Не только по Солженицыну — практически по любым вопросам. Люди с определенным мнением живут в своих сетях, а другие их не интересуют...

С другой стороны, продолжает Наталия Дмитриевна, радует огромное количество сведений о чтениях, детских и юношеских конкурсах, которые проходят в больших и маленьких библиотеках. Даже так посмотреть: мы живем при каком-никаком, но капитализме, издательства печатают только то, что покупается. А предложения о заключении договоров на новые издания от них поступают регулярно.

Еще — пошла волна театральных постановок. Раньше почему-то считалось, что Солженицын недостаточно сценичен. Но вот Александр Филиппенко ставит театрализованное чтение «Одного дня Ивана Денисовича»: два часа без перерыва, и никто не шелохнется, в середине смеются, а в конце плачут... В прошлом году во Владимире поставили «Раковый корпус» — это в драме, а в кукольном театре, как ни удивительно, — «Матренин двор». В этом году уже дважды инсценировали «Красное колесо» — Борис Морозов в Театре Армии и Евгений Миронов в Театре наций. Ставят и в Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Воронеже, Тобольске...

Что же касается актуальности того, о чем тревожился Солженицын... Об этом можно говорить часами, но Наталия Дмитриевна просто советует:

— Возьмите книгу «Россия в обвале». Александр Исаевич написал ее в 1998-м, четыре года пропутешествовав по, казалось бы, уже обновлявшейся стране. И сделал вывод, который вынес в заголовок... Мы вернулись в Россию в середине 90-х и не узнали общество: в глазах у всех горело одно — баксы! А что с тех пор всерьез изменилось? Скажу вам больше: есть знаменитая статья «Как нам обустроить Россию?». Кстати, тогда, в 1990-м, Горбачев прикрыл ее обсуждение. В газету, где она была впервые напечатана, пришли мешки писем, редакция собиралась их публиковать, но успели дать только две подборки по шесть писем. Власти и тогда дискуссия была не нужна...

— А сегодня мне приходит множество писем от серьезнейших историков, политологов, — продолжает Наталия Дмириевна. — Они, не преувеличиваю, в ужасе: все, о чем предупреждал Александр Исаевич, сбылось, причем в худшем варианте. За почти 30 лет мы не подстелили себе соломку ни в чем. 25 миллионов соотечественников отрезали от страны в одну ночь и до сих пор не можем им предоставить быстрое и легкое возвращение из республик, где они вмиг стали нежелательными меньшинствами, что в Прибалтике, что в Средней Азии, что на Кавказе... А что с идеей самоуправления, которую отстаивал Александр Исаевич? Не может страна, тем более такая огромная, как наша, управляться только из центра. Оказавшись в изгнании, мы два года прожили в Швейцарии и 18 лет — в Америке. Государства совершенно разные, но всюду главные, повседневные вопросы жизни людей решают они сами. В том числе — куда пойдут налоги. И мы были частью этого устройства, голосовали за то, на что в первую очередь направить средства — на постройку школы и ремонт дороги...

Вокруг кого же нам объединяться? У Наталии Дмитриевны нет однозначного ответа:

— «Яблоко»? Вначале мы за него голосовали, но потом оно сникло. «Единая Россия»? Так это клуб, а не партия. Про остальные вовсе не скажу, что они такое. Знаете что, давайте сами создадим партию тех, кто читает хорошие книги. Вот из зала подсказывают — «Читающая Россия»...

Да хотя бы и так, Наталия Дмитриевна!

Утерянная «крохотка». Александр Солженицын. «На последнем...»

Колол я подряд толстые бревёшки — и всё соднова, не натуживаясь на добивку. И эту — тоже сразу, а нет: заколодила. Я её ещё, ещё, и перевернул, с другого торца, — нет, не даётся: невидимый снаружи маленький внутренний сучок дал ей эту внезапную силу сопротивления.

Так бывает иногда и с людьми податливыми: вдруг на самой последней черте остоится — и не даётся никакому напору, не узнать его...

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7068
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?