Главная Культура 22:28 08 Декабря 2018 3319
«Меланхолия выходит из моды...»

Восток – дело модное, убежден Александр Васильев

Анна Владимирова
Фото: globallookpress.com

Историк моды, теле- и радиоведущий, коллекционер Александр Васильев, который до сих пор рассказывал нам о вещах и их тайнах, наконец решился рассказать о самом себе. Благо и повод достойный — грядущее 8 декабря его 60-летие. И сделано к этому рубежу немало — написаны книги, прочитаны университетские курсы, наконец собрана личная коллекция, которую по ценности сравнивают с музейными. «Фамильные ценности» — так, с многозначной игрой слов, называется и новая книга Александра, которую он представил на днях публике.

— Я много писал об истории костюма, о великих дамах из мира моды, театра, немого кино. И вот ощутил — пора рассказать о себе! Кстати, между делом посоветовал и своей соведущей Эвелине Хромченко взяться за мемуары. В ответ она возмутилась: «Я — ни за что!»...Видимо, для подобных вещей должно прийти свое время.

На обложке еще хранящей аромат типографии книги (редакция Елены Шубиной) — фотография автора: оранжевый шелковый шарф «в огурцах» легко обнимает шею. Серый пиджак сидит безупречно. Во взгляде — опыт прожитых лет и фирменное лукавство:

— Все периоды моей жизни были прекрасными. Я счастливый человек. Потому что уверен: каждый лучший день — это сегодня. Я пережил волшебное детство и юность, счастливую эмиграцию. И затем — вернулся на белом коне в Россию, где снова стал успешен...

Конечно, даже самая удачливая жизнь не обходится без несчастий, но о них Васильев говорит кратко. Все они, считает он — частного характера. И потому не слишком увлекательны для пересказа публике.

— Например, я пережил смещение диска позвоночника... Однажды в Аргентине потерял все абсолютно кредитные карточки. Но кому это интересно? Меня моя мама научила относиться к таким вещам, как к пустым мелочам. Если мы будем драматизировать поломку ключа, пропажу кошелька, испорченный суп — жизнь превратиться в вереницу несчастий.

Мама Александра, Татьяна Гулевич, служила актрисой, отец, Александр Васильев, — театральным художником. Можно сказать, что детство Саши проходило за красивыми кулисами. Его университетами были лучшие спектакли и фильмы «не для всех», учебниками — старинные фотоальбомы. Род Васильевых — это в большинстве своем люди искусства. Об этом в первой части книги можно узнать из рассказов дяди Александра —режиссера Петра Васильева.

Вторая часть собрана уже из воспоминаний отца — Александра Васильева.

— Он часто что-то записывал, вел дневники. Но мне казалось, со временем это все потерялось... Однажды я пил чай с моей подругой — племянницей Любови Орловой Ноной Голиковой. И, помешивая ложечкой сахар в фарфоровой чашечке, она спросила, известно ли мне, что записи моего отца хранятся у нее на антресолях? Мне это, конечно, было неизвестно. И как же я обрадовался такому открытию!

Третью часть книги автор ведет уже от первого лица. Там Васильев открывается полностью. Сначала предстает тепличным ребенком, у которого в игрушках не солдатики, а кружевные зонтики и шляпки. Потом — юным модником, первопроходцем хипстерского движения.

— Это не просто рассказы бывшего московского мальчика о бывшем московском детстве. Это воспоминания об эпохе, которую застали родители, бабушка, прабабушка...О моде того времени, театре, еде тех лет.

В родной семье Васильева окружала красота. Но семья — лишь островок посреди советской действительности, лекала которой ему решительно не подходили. Фасоны рабочих костюмов раздражали казенностью. Потертый пиджак интеллигента стеснял. Александр был диковинным «фруктом» для тех реалий. Типичная богема: слушал Вертинского, Азнавура... И при первой возможности, в 1982 году, сорвался и уехал в Париж.

— Эмиграция — это не черная полоса жизни человека. Это — переоценка ценностей, возможность рассказать о себе другим людям, другим народам. Доказать, что ты чего-то стоишь. И возможность творить на свободе...

Парижская история Васильева — еще один, пока не изданный роман. О жизни в эмиграции и после он планирует выпустить отдельный сборник воспоминаний. Говорит, что жить собирается долго, и творческое удовольствие нужно растягивать. Иначе можно выпалить весь салют и остаться не с чем.

Впрочем, в нынешней книге Васильев рассказал если не все, то многое. Раньше он писал в основном о других — манекенщицах, балеринах. Правдиво повествовать о себе оказалось труднее. В этом ему помог собственный дневник, который историк моды кропотливо ведет уже 30 лет.

— Память — шаткое место для хранения воспоминаний. Она может трансформировать факты...А обманывать читателя я не хочу. Напротив, я иду на поводу у своей аудитории. Поэтому в книге будет глава о моей личной жизни: там все изложено очень подробно, вплоть до каких-то личных записочек...

Впрочем, публику волнует не только личное, но и общественное. Не случайно — настаивает Васильев — тенденции стиля во все времена колебались на социальном ветру:

— Политика играет большую роль в моде. Вспомните, например, что носили до революции и во что стали одеваться после — это, как говорится, две большие разницы. Модой и стилем двигают деньги, а когда денег в обществе нет, мода замирает...

Политические колебания, хаотичная миграция — все это влияет на имидж людей. Сегодня, уверен историк моды, современные тренды идут с Востока:

— Нас ждет засилье мусульманской моды, победа платков и шалей. Мужчины продолжат отпускать бороду. К тому же в одежде будет все больше преобладать небрежность.

К счастью или к сожалению для многих, в моде победит унисекс, уверен Васильев. И это не должно никого удивлять:

— Некоторые дамы возмущаются, мол — неужели мужчины начнут ходить в кружевах и шелках? Но позвольте, если женщина может одеваться в брюки и смокинг, почему мужчина не имеет право на кружева? Это даже не равноправие, это — стандартизация!

Тем, кто не верит, что все веяния моды вытекают одно из другого — Александр предлагает изучать «матчасть». Например — его собственные исследования. Там история моды рассмотрена под микроскопом:

— Мои книги всегда носят популистский характер. Я рассказываю о сложных вещах простым языком людям, которые не имеют искусствоведческого образования.

Без лишних премудростей, зато с массой подробностей Васильев рассказал о том, в чем стоит встречать Новый 2019 год. Здесь все просто — и в духе ретро: платья с подкладными плечами и заниженной талией с отделкой из люрекса, блесток, бисера и стекляруса. Основные цвета — золотистый, серебряный, синий, фиолетовый, бордо и изумруд.

К празднику важно не только одеться, но и «взяться за голову». Сегодняшний тренд — максимально поднятые наверх волосы. К такой красоте подойдут аксессуары из прошлого — крупные украшения из пластмассы, блестящие сумочки-клатчи.

Не секрет: актуальные направления в одежде созвучны далеко не всем. А значит, у каждого есть выбор: слушать советы стилистов — или сохранять верность туфлям на шпильках при моде на кирзовые сапоги. Кстати, обувные тренды к Новому году тоже уводят прочь от понятия «изящество»:

— Здесь лидируют сапоги «казаки» с широким раструбом в стилистике конца 80-х годов. Понятно, что подойдут они не любому. Также, например, как самый модный нынче цвет — желтый. Он вообще почти никому не идет. А значит, надо как-то выкручиваться, комбинировать его оттенками ириса и цикломена, — чтобы оставаться на модной волне...

Васильев шутит, что самым главным приоритетом в одежде всегда останется... оптимизм.

Хмурое лицо может испортить любой наряд — не помогут ни перья, ни блестки. Есть такие люди, которых, независимо от гендерной принадлежности, возраста и прочих частностей, называют drama queen. Эти «королевы драмы» обоего пола купаются в собственных переживаниях — что отражается и на одежде, взгляде, походке. Но меланхолия — не лучший стиль жизни, он уж точно давно уже не в моде.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5362
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4868
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...