Главная Культура 14:04 08 Ноября 2018 1294
Все мы немного леди Макбет

Некоторые из мультимедийных экспериментов фестиваля «Территория» буквально простреливали зрителя насквозь 

Сергей Бирюков
У каждого зрителя в спектакле Whist – свой неповторимый маршрут. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Недавно закончившийся фестиваль «Территория», посвященный экспериментальным формам театра, просто не мог не подружиться с одной из самых креативных площадок Москвы – Музеем современного искусства. На празднике 2018 года два спектакля состоялись непосредственно в стенах ММСИ на Гоголевском бульваре. Оба, по наблюдению корреспондента, совершили глубокое погружение в человеческое подсознание, показав, что разум и опыт, увы, чаще всего бессильны в столкновении с самыми примитивными импульсами, которыми за миллионы лет оказалась «прошита» наша натура.

А еще постановки объединяет то, что они сделаны с применением современных мультимедийных средств. Не зря их площадкой стал ММСИ. Whist британской театральной компании АФЕ (именно так, кириллическими буквами нам ее обозначили во всех программках, не сообщив расшифровки) построен как серия небольших сцен, которые мы наблюдаем через очки виртуальной реальности. Почему не впрямую на подмостках или на экране? Потому что набор этих эпизодов, говорят авторы, индивидуален для каждого участника. Более того, программа, анализируя твои движения и то, на что ты в этих роликах больше обращал внимание, сама выстраивает для тебя «маршрут» по комнатам таинственного виртуального дома, где разыгрывается немая драма персонажей.

Мне таких эпизодов досталось семь (из 16 имеющихся в «видеотеке» спектакля). В аннотации сказано, что здесь использованы сюжеты сновидений, рассказанных пациентами Зигмунду Фрейду. Цепочка выстраивается так (по крайней мере у меня), что развитие идет от относительно несложных мизансцен ко все более хитрым. Сперва это просто сидящие неподвижно в комнате с неестественно белыми стенами и дверьми три человека – мужчины и женщина, у всех лица закрыты руками (символ сна и отключения сознания?). Затем – девушка, тщетно пытающаяся найти выход из такого же «белого кабинета» с помощью формул, которые она лихорадочно чертит на всем попадающемся под руку; эта же девушка, в странном эротическом танце с юношей хватающая ногами клетку с маленьким сердцем вместо птички; эта же девушка, подобострастно услаждающая, судя по положению ее тела, того, кто вел для меня съемку, а потом вдруг грозно увеличивающаяся и шагающая на меня в ослепительном ожерелье света… Я на столе рядом с громадным сердцем, которое режут и жрут несколько мужчин и женщин, а потом является распугивающая их фигура с атлетическим мужским телом и маской лошади, рядом пристраивается еще один «сердцеед» – трансвестит гигантского роста в вызывающе малиновом платье… Еще запутанней сюжет в бункере-библиотеке, где девушка, развлекаясь с юношей, небрежно бросает на пол книги, а он, бедняга, не находит ничего лучшего, чем сжечь в мусорном ведре свои штаны: демарш против книжной премудрости и стыдливости? Наконец, в финале собираются все персонажи – юноши, девушки, «малиновый» трансвестит, присутствовавший в большинстве «клипов» старый аккордеонист… В последних кадрах все это разъезжается и улетает в разные стороны, оставляя тебя одного в бесконечной черной вселенной.

В чем смысл этого калейдоскопа фантасмагорий, где можно найти десятки вечных сюжетов от «гоголевского» страха погребения заживо до мифа о Граале? Наверное, он тоже допускает десятки всевозможных расшифровок – но стоит ли в них углубляться, если каждому зрителю спектакля он представляется немножко по-другому? Вернее, стоит ли их выносить на поверхность обсуждения, если у всякого его предмет – свой, индивидуальный? Да еще и вызывающий сугубо личный поток ассоциаций. На то они и скелеты в шкафу, что не предназначены для всеобщего обозрения. Но четче осознать, что эти скелеты у нас есть – мы должны. В этом вглядывании в себя спектакль нам помогает.

В спектакле «Музей вымысла. 1. Империя» героиня расстреливает зрителей вместе с собой

Теперь о второй работе – продукции студии испанца Матиаса Умпьерреса «Музей вымысла. 1. Империя». Здесь перед нами другой пример мультимедиа: кино без очков, но такое, что окружает со всех сторон, с четырех экранов. Правда, признаков того, что нам предлагают «поразмышлять о сдвиге, спровоцированном драматургией в системе взаимоотношений между музеем, коллекцией, сохранением, выставкой и временем», как глубокомысленно написано в каталоге фестиваля, я не обнаружил. «Бросая вызов временным пространственным границам вымысла, художник пытается найти некую “музеефикацию”, уникальный способ сохранения драматургической конструкции для настоящей и будущей коллективной памяти», пишут нам авторы аннотации. Но чем эта задача отличается от обычного кино? Возможно, чтобы понять это, надо посмотреть и следующие части «Музея вымысла», но их нам еще не представили.

Пока же главным для меня в увиденном стало другое – ярко опрокинутая в современность коллизия шекспировского «Макбета», которую взял здесь за основу Умпьеррес, сделав главной фигурой не самозваного преступного короля, а его криминальную супругу. И снова, но другим способом, нежели в Whist’е, нас делают не просто зрителями, а участниками действия. Благодаря «квадровидению» мы буквально окружены персонажами, а иной раз даже попадаем «внутрь» них – например, когда главная героиня, думая, что расстреливает врагов, на самом деле крошит зеркала, т.е. себя саму, т.е. – нас: ведь ее пули пролетают и сквозь нас, мы все – часть леди Макбет, в каждом из нас частичка леди Макбет.

Более того, зациклив пространство, Умпьеррес зацикливает и время. Он показывает нам все случившееся как страшный сон леди, после которого она в ужасе просыпается – и дальше все повторяется как в начале: ее встреча с Дунканом (здесь – мэром города, возвышающим ее за якобы выгодный контракт с китайскими инвесторами), ее с мужем план убийства градоначальника, который, судя по точности репризы, будет осуществлен вновь – несмотря на ясные воспоминания о зловещем сне.

Добавим мастерское актерское воплощение: если в Whist’е это были отменные, но прежде не известные мне исполнители (особенно впечатлила танцовщица Ен-Чинь Лин), то в «Империи» ты еще и попадаешь под обаяние знаменитой испанской актрисы Анхелы Молины (леди Макбет), а в роли Макбета выступил, на минуточку, сам Робер Лепаж. 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5262
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4643
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...