Ничего не изменилось со времен Древнего Рима — народу по-прежнему в первую очередь требуется хлеб. Правда, теперь в ходу другое понятие — «продовольственная безопасность» города, но если вдуматься, системного отличия нет: отсутствие достаточного ассортимента продуктов питания по нормальным ценам способно и сегодня вызвать общественную бурю. Именно от усилий департамента торговли и услуг зависит, какие разносолы окажутся на столах москвичей и насколько довольны мы будем качеством бытового обслуживания. О том, как решается задача продовольственной безопасности Москвы, какие новации в сфере торговли ждут в скором времени ее жителей, рассказал «Труду» руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
Мясо, птица — и все свое
— Алексей Алексеевич, есть ли такие достижения в торговой отрасли столицы, которыми вы как руководитель особенно гордитесь?
— Во-первых, в городе увеличилось число ярмарок. Если в начале 2012 года было отобрано 124 площадки, то сегодня работает уже порядка 146 ярмарок выходного дня. Плюс 5 ярмарок региональных, к нам приехали представители Тверской, Вологодской областей. Во-вторых, установлено 1948 новых модульных объектов мелкорозничной торговли.
Идет работа с порталом «Наш город» — все объекты нестационарной торговли нанесены на виртуальную карту, любой москвич может оставить пожелания или замечания по их работе. В-третьих, с присоединением территорий у Москвы появились свои предприятия сельского хозяйства. Прежде всего это крупные сельскохозяйственные ГУП (их 29), которые поставляют сельхозпродукцию не только в Москву, но и всей России. Они производят мясо, птицу, молоко, выращивают зерно и овощи.
— Их продукция занимает серьезное место в московском ассортименте?
— Да что вы, конечно нет. Москва потребляет 12 млн тонн продовольствия, а они выращивают дай бог порядка 100 тысяч. Их ценность в другом. Эти предприятия селекционные, ведут научную работу. У них есть очень ценные наработки. К примеру, птицеводческое предприятие производит элитные сорта птицы с повышенной яйценоскостью, особые мясные породы, которые продают не только в хозяйства России, но и на Украину, в Казахстан, Белоруссию.
— Я понимаю, вы человек очень занятой и вряд ли сами успеваете ходить за продуктами... Но не могу не поинтересоваться: а где отоваривается ваша семья?
— Моя супруга, которая в основном и занимается закупками, чаще всего пользуется возможностью заказывать продукты в «Утконосе». Могу даже сказать, что основной товарооборот нашей семьи идет именно через эти магазины. Ну, а когда надо что-то докупить по мелочи, это может быть абсолютно любая продуктовая точка по соседству, никаких приоритетов нет.
Навыки продавца
— Раз уж мы заговорили о покупках, как отличить хорошего продавца от плохого? Есть какие-нибудь признаки, которые могут помочь решить, стоит ли купить овощи именно в этой палатке, а не в какой-нибудь другой?
— На самом деле, конечно, навскидку вы этого никогда не определите. Другое дело, когда палатка или магазин рядом с домом и вы там постоянно делаете покупки. Тогда со временем вы, конечно, поймете, кто есть кто за прилавком. Ну а вообще, думаю, надо обращать внимание на профессиональные навыки продавца: вежливость, доброжелательность, приветливость, информированность. Если хотите — услужливость.
— Вот вы говорите «профессиональные навыки». Помню, в
— К сожалению, это очень распространенное заблуждение, причем до сих пор. Это заблуждение надо искоренять всеми способами. Потому что не может человек, который был, допустим, инженером, продавать на профессиональном уровне. Я понимаю, что в
Особенно в Москве нам надо переходить на четкие, внятные и жесткие форматы в торговле. В общепите, кстати, это уже реализовано: существуют школы официантов, поваров, управляющего персонала. А в Европе, например в Швейцарии, есть учебные заведения, где выпускают специалистов по всем направлениям сферы обслуживания: гостиничного бизнеса, торговли и так далее.
— Тем не менее, согласитесь, в приличном московском ресторане шеф-повар, как правило, француз или итальянец.
— Вот тут вы неправы. В основном сейчас работают наши. У нас есть очень много талантливых, грамотных и с фантазией ребят. В известном ресторане «Турандот», к примеру, пробуя блюда, многие уверены, что готовил шеф-повар — иностранец. Нет, наш парень, просто он прошел практику в Европе.
— Появятся ли новые форматы в сфере общественного питания города?
— Сейчас пытаемся адаптировать на столичной земле новую европейскую концепцию — монорестораны. Это когда предприятие питания берет за основу один какой-нибудь продукт и на его основе разрабатывает все меню. А если брать шире, то в Москве в принципе не хватает точек общепита. Мы заказали исследование, хотим посмотреть точно, где чего не хватает, а где, наоборот, излишек — и исправить дисбаланс.
— Ваш прогноз относительно повышения цен на продукты питания. Чего нам всем ждать к концу года?
— Думаю, что все будет в рамках инфляционных процессов, ничего экстраординарного нас не ожидает. К сожалению, урожай зерновых оказался невысоким, так что здесь уже сейчас есть небольшое повышение цен. Но было принято государственное решение о помощи регионам из госрезерва, так что, повторюсь, нам ничего плохого ожидать не стоит, мы не вылезем за рамки нормальной ценовой планки.
Московский «Ранжис»
— Какие новшества появятся в сфере торговли?
— Сейчас мы работаем над проектом по организации оптово-продовольственного рынка по типу французского «Ранжис», который призван обеспечить Москву самым свежим и качественным продовольствием.
— Это будет гипермаркет или большая оптовая база?
— Достаточно сказать, что «Ранжис» занимает 250 га, а его годовой оборот составляет 8 млрд евро. Численность персонала рынка — около 30 тысяч человек, там представлено 1300 компаний. Въезд на рынок платный, и посещать его имеют право лишь представители компаний-резидентов. По замыслу, у нас должна появиться своеобразная продовольственная биржа, выравнивающая цены благодаря отсутствию огромного количества посредников на пути от производителя к потребителю. Кроме того, мы ожидаем, что работа такого рынка будет стимулировать в основном отечественного производителя.
— Где будет построен московский «Ранжис»? С учетом требований логистики, видимо, рядом с аэропортом или крупным железнодорожным узлом?
— Пока я могу сказать только так. По данным анализа, продовольствие в Москву приходит с северо-западного направления. Это Ленинградка, частично Украина и Белоруссия везут, то есть это Минское и Киевское шоссе. И еще — с южного направления. Насчет аэропортов вы не угадали абсолютно — продовольствие в подавляющем большинстве доставляют в столицу грузовым автотранспортом. Что касается железнодорожного транспорта, ветки прямиком заходят на наши крупные продовольственные базы, и там вагоны разгружаются, не вызывая никаких пробок, в отличие от тех же грузовиков. Вот в одном из мест по этим направлениям и будет построен новый продовольственный кластер.