Главная Культура 23:46 08 Октября 2016 11116
Таганка. Перезагрузка

Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова объявила о снятии с репертуара 21 спектакля, в том числе девяти, поставленных в свое время Юрием Любимовым. Что это? Покушение на святое?

Виктория Пешкова

Простых театров в природе не существует. Авторский театр непрост вдвойне, плюс — трагичен по определению, поскольку его бытие намертво приковано к жизни Мастера, его создавшего. Таганка, дважды покинутая своим основателем, много лет жила и выживала его спектаклями, но витальная сила даже самой гениальной постановки не бесконечна. Директор театра Ирина Апексимова начала свой второй таганский сезон с ревизии репертуара. Отныне в списках не значится 21 постановка, в том числе «Братья Карамазовы», «Живаго», «Театральный роман», «Медея» и еще пять любимовских спектаклей.

Театральное сообщество — и без того сплоченностью не отличающееся — раскололось в очередной раз. На тех, кто стремится во что бы то ни стало спасти от забвения наследие ушедшего Мастера, и тех, кто отчаянно пытается спасти от небытия живой все еще театр. Масла в огонь добавило роковое совпадение: приказ об обновлении репертуара появился аккурат к двум датам — дню рождения (30 сентября) и дню смерти (5 октября) Юрия Петровича. И жесткость самого приказа тут же вменили в вину нынешнему руководителю театра, упустив почему-то из виду, что и прежний ни сентиментальностью, ни даже демократичностью не отличался.

Однако если снять пену эмоций и проанализировать сухой остаток, то решение Ирины Апексимовой не только правильно с точки зрения ведения театрального дела, но и абсолютно этично. Спектакль, идущий без постоянного режиссерского контроля, со временем деформируется, даже если удается полностью сохранить авторский состав актеров. И чем дольше он идет, тем дальше уходит от изначального замысла постановщика. Пока есть сборы, худрук или штатный режиссер театра периодически выполняют подгонку на живую нитку, как это сплошь и рядом происходит в театре с постановками гастролирующих звезд, сразу после премьеры отбывающих восвояси.

Беда в том, что с авторскими, выверенными до миллиметра спектаклями такой фокус не проходит! Даже в том случае, когда за подгонку берется режиссер выдающийся, — чему примеров в истории мы видим тьму. Да и о сохранении актерских ансамблей, которые для каждой постановки подбирались Юрием Петровичем с ювелирной точностью, речь давно уже не идет: ряды таганской гвардии неумолимо редеют, а это актеры, так сказать, штучной выделки, которым адекватной замены нынче не сыскать, сколько ни ищи.

Значит, новый режиссер, новые исполнители и: имя Любимова на афише? Что из этого выйдет, предугадать нетрудно. Восстановления-возобновления редко бывают настолько удачными, чтобы выдерживать беспристрастное сравнение с первоисточниками, так что лавров к посмертной славе Любимова они вряд ли добавили бы. Но и окажись реанимированные спектакли вполне жизнеспособными, те, кто помнит и любит Таганку иных времен, абсолютно искренне вознегодуют: «Это — не Любимов!» А новообращенные поклонники театра, скорее всего, останутся в недоумении, подобно персонажу старого анекдота, разочаровавшемуся в Карузо, репертуар которого ему напел сосед Вася. Что будут чувствовать непосредственные участники такой реанимации, которым не укрыться от праведного гнева ревнителей традиций, — вопрос тоже далеко не праздный.

На афише нового таганского сезона здравствуют «Добрый человек из Сезуана», «Мастер и Маргарита» и «Онегин», «Горе от ума» и «Антигона». Но рано или поздно пробьет и их час. И если уж говорить о наследии Мастера, то сохранение — пусть частичное — декораций, костюмов, реквизита, рабочих материалов самого Юрия Петровича, воспоминаний людей, причастных к созданию его спектаклей, и зрителей — вот достойный выход из положения. Вопрос о создании музея Ю.П. Любимова поднимался не раз, и он не из разряда таких уж неразрешимых.

И в самом театре забывать отца-основателя никто не собирается. В будущем году таганцы будут отмечать его 100-летие. Ищут режиссера для спектакля-посвящения. А Ирина Апексимова мечтает устроить большую гастроль — провезти еще живые любимовские спектакли по стране. Но нынешняя Таганка — это больше не любимовский театр. Истина горькая, но непреложная. И стилизовать ее «под Любимова» — безнадежная затея. Авторский почерк не тиражируется! «Школа Рембрандта» — это все-таки не сам Рембрандт и Хан ван Меегерен — не Вермеер. Театр ищет свой путь и делает это с упорством, достойным уважения, учитывая перманентный ремонт-реконструкцию-переоснащение, отсутствие художественного руководителя и тяжкий шлейф не столь уж давних скандалов.

«Жизнь после смерти» для авторского театра складывается по-разному. Самый счастливый из возможных исходов — обретение нового лица с необщим выраженьем, причем процесс этот порой затягивается на годы, если не на десятилетия. У ефремовского МХАТа (как ни относись и к самому Табакову, и к его театру) и гончаровской Маяковки, подхваченной Миндаугасом Карбаускисом после арцибашевского безвременья, это получилось. Эфросовская Малая Бронная долго блуждала в потемках, но даже с приходом Сергея Голомазова неповторимой индивидуальностью похвастаться не может, хотя из аутсайдеров уже выбилась. Плучековская Сатира, унаследованная Александром Ширвиндтом, до сих пор отчаянно борется за существование и жива во многом только благодаря преданности зрителя своих золотых времен.

Но и при самом благополучном исходе метаморфоз, при самой неоспоримой харизме лидеров ни один из этих театров уже не является в точном значении слова авторским. Эпоха авторского театра в России закатилась. А для рассвета время еще не настало.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5088
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...