Наверняка каждый из нас знает, что электрички — народный транспорт, важность которого трудно переоценить. А вот есть ли альтернатива пригородному железнодорожному сообщению, способно ли население России оплачивать проезд по действующим, а тем более по повышенным тарифам, от чего зависит сохранение его доступности для нас в будущем, кого винить в росте тарифов — мнение россиян по этим вопросам изучали специалисты ВЦИОМа, профессионально занимающиеся исследованием общественного мнения.
Обзор ответов на эти вопросы представил генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров в ходе вчерашней презентации результатов исследования по пригородным перевозкам, которое было проведено в четырех областях: Московской, Ленинградской, Свердловской и Новосибирской.
Так, по данным ВЦИОМа, большинство респондентов регулярно и часто пользуются пригородными перевозками железнодорожным транспортом. При этом, как отметил Валерий Федоров, альтернативы железным дорогам попросту нет, так как это более быстрый, дешевый и надежный транспорт.
Подавляющее большинство опрошенных (84–92% в зависимости от региона) отрицательно отнеслись к возможности замены пригородных электропоездов каким-либо другим видом сообщения, включая автобусное.
Смоделированное в рамках исследования повышение стоимости проезда на электричках вызвало серьезную обеспокоенность пассажиров. Так, от 33 до 42% респондентов в Ленинградской, Московской и Свердловской областях заявили, что в этом случае им придется отказаться от поездок в пригородных поездах либо уклоняться от оплаты проезда. В Новосибирской области этот показатель превысил 70%! Глава ВЦИОМа сравнил последствия от возможного повышения тарифов на пригородные перевозки с недовольством, которое было высказано населением страны в связи с монетизацией льгот.
«В электричках ездят не самые обеспеченные граждане, а в бюджете обычного россиянина львиную часть доходов съедают продукты питания, коммунальные платежи и транспорт, — добавляет депутат Госдумы Юлия Песковская. — Низкая платежеспособность не позволяет значительной части населения оплачивать экономически обоснованную стоимость билета».
Как считают эксперты, к решению этого вопроса необходимо более активно привлекать регионы. Сегодня закон только предусматривает, но не обязывает субъекты РФ регулировать тарифы на пригородные перевозки. И что не менее важно, в законе не прописано никакой ответственности за бездействие. И если регионы не будут возмещать перевозчику убытки, возникающие в результате регулирования тарифов, то это негативно скажется на пассажирских перевозках, полагают участники исследования.
По словам Валерия Федорова, развитие ситуации в таком ключе может обернуться социальным взрывом, спровоцировав на участие в акциях протеста значительное число респондентов.
Кроме того, более 73% респондентов в Свердловской области и более половины в трех других регионах, где проводился опрос, считают, что отказ регионов возмещать пригородным пассажирским компаниям затраты на перевозку приведет к росту цен на билеты.
При этом, что интересно, респонденты не знают, кто отвечает за организацию пригородного сообщения, и склонны предъявлять основные претензии к
Лишь немногие россияне знают о том, что за эти вопросы на самом деле отвечают региональные власти. По данным опроса, лишь от 3% жителей в Московской до 16% в Новосибирской области осведомлены о том, кто несет ответственность за тарифы на проезд.
По мнению депутата Законодательного собрания Ленинградской области Анатолия Зайцева, только местные власти, полностью владея ситуацией на местах, могут определить, какие именно перевозки реально требуются для качественного транспортного обслуживания населения.
«Отказ регионов от участия в организации работы электричек неминуемо ведут к резкому сокращению количества и качества пригородных поездов, росту социальной напряженности в обществе и заметному снижению транспортной мобильности населения, которая сейчас и так значительно меньше, чем в экономически развитых странах, — добавляет эксперт. — При этом организация пригородного сообщения на должном уровне регионам под силу только при бюджетной поддержке».
Подводя итоги, участники исследования отметили, что в рамках реформирования железнодорожной отрасли основное внимание необходимо уделить определению механизма возмещения убытков перевозчику. В противном случае не удастся избежать серьезных негативных последствий в виде деградации пригородного сообщения, снижения качества транспортного обслуживания населения, оттока пассажиров на автотранспорт с последующей нагрузкой на автомобильные дороги
Но что самое тревожное — в некоторых регионах это может привести к полной ликвидации железнодорожного пригородного сообщения и, как следствие, к существенному снижению жизненного уровня и «вымиранию» изолированных населенных пунктов.